РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Иск-во Г. имело неск. направлений: «Высокая Г.» во Франции - расцвет стиля 13 в.; «Цветущая Г.» - детали декорированы «крестоцветами» и «фиалами»; «Пламенеющая Г.» - арки порталов и окон сплетаются в кружево в виде языков пламени; «Перпендикулярная Г.» в Англии скрывает конструкцию под орнаментом; «Кирпичная Г.» сев. Европы акцентирует цвет и пластичный строит. мат-л. Г., развиваясь в течение четырех столетий, стала высшей стадией ср.-век. иск-ва, общеевроп. стилем. В формах Г. строили от Ирландии на западе Европы до Чехии на востоке, от Италии на юге до Скандинавии на севере. При этом определяются и нац. школы (напр., «тирольская Г.»). Поздняя Г. (14-16 вв.) получила назв. интернациональной. Крупнейшие образцы готич. иск-ва: во Франции - собор Нотр-Дам де Пари, мон. Мон Сен-Мишель в Бретани, собор и судебная палата в Реймсе; в Германии - Кельнский собор; в Италии - Миланский собор; в Испании - кафедральный собор св. Евлалии (Барселона); в Чехии - собор Св. Вита (Прага) и др.
В России Г. практически не встречается по причине культурной изоляции после разделения православия и католичества, а затем татарского ига. Редкий пример - Владычная палата Новгор. кремля 16 в. с типично готич. по конструкции и декору интерьером. «Готич. экспрессионизм» находят и в новгор. школе иконописи. Подлинно готич. здания в России есть только в Калининградской обл. и Выборге - т.е. на неисконных территориях.
В России термином «Г.» до нач. 19 в. наз. все древние сооружения неклассической архитектуры - образцы др.-рус. зодчества, особенно шатровые храмы (см. Готика русская), а в эпоху классицизма - даже елизаветинское барокко. Растрелли однажды применил готич. конструкцию, прикрыв ее барочным декором (при сооружении высокого барабана гл. купола Смольного собора).
Романтизм ввел Г. в круг осн. источников духовных традиций. В России 18 в. черты Г. появляются в архитектуре екатерининского периода, в 19 в. в эпоху историзма, однако эти постройки имели не готич. конструкцию, но лишь декор. С 1870-х гг. с появлением протомодерна готич. мотивы широко распространены в постройках и интерьерах. В эпоху модерна архитекторы применяли и готич. конструкции, и готич. декор. Развитие готич. конструкции и появление новых строительных мат-лов в нач. 20 в. привело к появлению совр. архитектурных форм.