РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Среди предметов, расписываемых городецкими мастерами, - ковши, мочесники, дет. игрушки, мебель, разделочные доски (донца - сидения), подставки, в к-рые вставляли гребень, и с к-рого пряли в Нижегородском крае, в отличие от прялок на Севере. В 19 в. совершенствовались технич. приемы, графич. стиль сменяется живописной техникой. Характерной особенностью Г. Р. являются цв. фоны: желтые, голубые, красные, зеленые и т.д., красочное сочетание крупных пятен. В осн. изображения сохраняют плоскостной характер, вместо светотени все б. роль начинают играть переходные оттенки. Совершенствование технич. приемов способствовало изменению тематики Г.Р.: фантастам, сюжеты и сказочные персонажи сменяются изображением сцен совр. жизни. Среди талантливых мастеров Г.Р. 2-й пол. 19 - нач. 20 в. - Л. Мельников, В. Лебедев, И. Мазин, Е. Крюков и др. Их произв. отличают острая наблюдательность, выявление типического, оттенок мягкой иронии. В кон. 19 в. в иск-ве Г.Р. заметны признаки упадка. В 1936 городецкие мастера объединились в артель «Стахановец» в Курцеве для изготовления дет. мебели и декоративных панно. Во время Вел. Отеч. войны промысел Г.Р. практически не развивался; в 1954 возродился в артели «Городецкая роспись». Худож. изделия Г.Р. пользуются во 2-й пол. 20 в. большим спросом в России и за рубежом.
Лит.: Коновалов А.
Е. Городецкая роспись. М., 1988; Жегалова С. К. Рус. нар. живопись. М.,
1975; Рус. прялки. Л., 1970.