РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОРНОСТАЕВ Ал. Макс. (1808-62)

ГОРНОСТАЕВ Ал. Макс. (1808-62)

ГОРНОСТАЕВ Ал. Макс. (1808-62) ГОРНОСТАЕВ Ал. Макс. (1808-62) - архитектор, создатель нац. рус. стиля, акад. архитектуры (1838), проф. АХ (1849). В 1826 сопровождал П.П. Свиньина (издателя «Отечеств. записок») в поездке от Соловков до подмоск. Коломны, делая виды России (альбом «Картины России», изд. 1839). С 1829 - арх. ученик ведомства Царскосельск. дворц. правления, где работал до 1831 с В.П. Стасовым (в т.ч. построил Дет. домик для детей имп. Николая I на островке в Собств. садике у Александровского дворца); затем работал с А.П. Брюлловым на постройке Михайловского т-ра в С.-Петербурге. Исполнял частные заказы на гор. дома и дачи. В нач. 1840-х гг. настоятель Троице-Сергиевой пустыни о. Игнатий (Брянчанинов) рекомендовал Г. игумену Валаамского мон. Дамаскину, и с этого времени Г. работал на постройке храмов. На Валааме - храм Всех Святых (храм-маяк при входе в бухту), ц. Св. Николая Чудотворца на Крестовом о-ве, Предтеченский и др. храмы. Тогда же он строит ц. Св. Сергия Радонежского, келейный корпус с надвратной церковью и др. в Троице-Сергиевой приморской пустыни, создав ее парадный вид со стороны Петергофской дороги. В 1850-х гг Г. построил в С.-Петербурге у Аничкова моста подворье Троице-Сергиевой лавры с 2-мя храмами и свое самое крупное произв. - Успенский собор в Гельсингфорсе, близкий по арх. решению к ц. Всех Святых на Валааме. В кон. 1850-х гг. работал в Никольском (ц. Св. Иоанна Златоуста в редком романо-визант. стиле) и Успенском мон. Старой Ладоги. Автор храмовых и монастырских построек в Суздале (где создал памятник-усыпальницу кн. Дм. Пожарского в Спасо-Евфимиевском мон. в стилистич. традициях суздальской архитектуры); в Пинске, Мценске, Тамбовск. и Тульск. губ., Соловецком мон. В последние годы жизни работал в Александро-Невской лавре. Созданный Г. рус. стиль представляет собой оригин. направление, развивавшее нац. черты рус.-визант. стиля.