РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОРЕНКИ

ГОРЕНКИ

ГОРЕНКИ ГОРЕНКИ - подмос. усадьба, один из первых в России ботанич. садов кон. 18 - нач. 19 в. Принадлежала графу Ал. Кир. Разумовскому. Занимала площадь 730 га. Расположена ок. Владимирского тракта, ограничивающего усадьбу с севера. Большой трехэтажный дом и службы в классич. стиле построил арх. А. Менелас; он же распланировал обширный парк в англ. духе к югу от дворца, с системой прудов типа Гатчинской, на к-рые открываются далекие виды из дворц. интерьеров. В парке были грот, беседки, руины, лабиринт и т.п. С севера от дворца до Владимирского тракта располагался большой зверинец, окруженный дугообразными подъездными дорогами, огражденными валами. Ботанич. сад Горенского парка изначально был органич. частью арх. ансамбля, а в период расцвета Г. ботаническим стал весь парк.

А.К. Разумовский, один из богатейших и просвещеннейших вельмож своего времени, страстно увлекался ботанизированием, и в парке были собраны редкие растения со всего света, в т. ч. экзотич. плодовые деревья, кустарники, лечебные травы. Частично они были непосредственно включены в парковый пейзаж, часть выращивалась на спец. участках и в многочисл. оранжереях. Оранжереи, примыкавшие ко дворцу, обрамляли цветочный партер с итальянскими мраморными скульптурами; неск. поодаль стояло огромное здание гл. оранжереи, около к-рого располагался участок коллекционных растений. За прудом парка напротив дворца было возведено спец. здание для гербария и знаменитой в то время коллекции минералов. В годы расцвета (1800-10-е гг.) в парке произрастало 7000 видов растений; здесь в изобилии росли сибирские кедры, американские ели, сосны Веймутова.

Горенский сад в период своего расцвета тесно связан с развитием ботанич. науки в России. Б-ка Г. постоянно пополнялась новейшими соч. естествоиспытателей. Гл. садовники были профессорского звания (трудилось до 15 садовников - профессоров или адъюнктов и до 100 «подсадовников»). Созданное в Г. фотографическое об-во вело активную переписку и обмен образцами с ботаниками всей Европы. Здесь гл. садовником работал проф. И. Ф. Редовский, собравший единств. в Европе коллекцию сибирской флоры и составивший первый каталог сада; в 1805 он отправился с посольством в Китай, затем исследовал Вост. Сибирь, продолжая присылать в Г. образцы и семена из Китая и Сибири, пока не пропал без вести. Сюда Г.И. Лангсдорф (участник кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна) присылал семена и образцы североамериканской и бразильской флоры. Гл. садовником был также Фридрих Х. Стевен (Стефан). Под его наблюдением растения высаживались в соответствии с их классификацией «по гармоническому сродству оных». Был приобретен гербарий из старейшего в России ботанич. сада П.А. Демидова в Нескучном, принадлежавший П.С. Палласу, собравшему его в Сибири. В спец. здании на берегу пруда хранилась огромная коллекция семян. Последний гл. садовник Г. - проф. Ф.Б. Фишер, постоянно живший в усадьбе, а позднее ставший директором Имп. ботанич. сада в С.-Петербурге. Мн. растения, выращивавшиеся в Г., были неизвестны в Европе, будучи впервые доставлены сюда со всего света: из Сибири, Алтая, Кавказа, Аляски, Бразилии.

После смерти А.К. Разумовского (1822) предполагалось приобрести всю коллекцию для Имп. ботанич. сада. Хотя перевезти растения в Петербург оказалось невозможным, всю б-ку, часть гербария и неск. растений доставили в Петербург. ботанич. сад, часть растений - в сад Моск. ун-та, остальное было распродано в усадьбы подмоск. помещиков. Г. постоянно меняли владельцев, парк зарос, в 1842 в самом дворце была устроена ткацкая фабрика. Последний владелец усадьбы промышленник Севрюгов в соответствии с духом «Серебряного века» стремился вернуть Г. утраченное великолепие. Арх. С.Е.Чернышев реконструировал партеры сада и фасады (в частности, перестроил грандиозную классич. лоджию на юж. фасаде), дополнил дворцовый ансамбль новыми постройками, соединив их с дворцом величественными полукруглыми дорич. колоннадами, заново отделал интерьеры. Однако события 1-й мир. войны, двух революций и Гражд. войны в России прервали этот процесс реставрации.