ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief
- букв. «высокий рельеф») - вид скульптуры, в к-ром изображение
выступает над плоскостью фона б. чем на половину своего объема. Г. чаще
встречается в архитектуре, но может существовать самостоятельно. Для Г.
используются камень, бронза, дерево и т.п. В одном произв. нередко применяются
рельефы разной высоты, создающие неск. планов. Г. успешно использовались
в античную эпоху (метопы Парфенона в Афинах, 5 в. до н.э.; Пергамский алтарь,
2 в. до н.э. и т.д.). Пример сочетания низкого рельефа с Г. в эпоху Возрождения
- «Райские двери» Флорентийского баптистерия (1425-52). В Др. Руси Г. встречаются
в 14-15 вв. в церк. и светской архитектуре, в качестве украшения крестов
(фигура Христа на кресте Никольского погоста близ Ростова Великого, 14
в.), икон (Г. «Чудо Георгия о змие», 16 в.). Широкое распространение Г.
получает в России в 18 - 1-й пол. 19 в. Превосходный пример сочетания разл.
видов рельефа - скульптурный декор, в т.ч. иконостаса Петропавловского
собора (1722-26). Иск-вом Г. владели такие крупные мастера, как Ф.Г. Гордеев,
И.П. Мартос, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др. Сер. и 2-я пол.
19 в. отмечены созданием И.П. Витали колоссальных Г. зап. и юж. фронтонов
Исаакиевского собора. Г. используют во 2-й пол. 19 в. М.М. Антокольский,
М.О. Микешин и др. Модерн рубежа веков вызвал к жизни разнообразие форм
скульптуры, в т.ч. и Г. Иск-во Г. получает широкое распространение в 1930-50-е
гг., в тематике наблюдаются разнообразные проявления культа личности. 1960-80-е
гг. открывают новый этап в использовании Г.