РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ

ГОРЕЛЬЕФ ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief - букв. «высокий рельеф») - вид скульптуры, в к-ром изображение выступает над плоскостью фона б. чем на половину своего объема. Г. чаще встречается в архитектуре, но может существовать самостоятельно. Для Г. используются камень, бронза, дерево и т.п. В одном произв. нередко применяются рельефы разной высоты, создающие неск. планов. Г. успешно использовались в античную эпоху (метопы Парфенона в Афинах, 5 в. до н.э.; Пергамский алтарь, 2 в. до н.э. и т.д.). Пример сочетания низкого рельефа с Г. в эпоху Возрождения - «Райские двери» Флорентийского баптистерия (1425-52). В Др. Руси Г. встречаются в 14-15 вв. в церк. и светской архитектуре, в качестве украшения крестов (фигура Христа на кресте Никольского погоста близ Ростова Великого, 14 в.), икон (Г. «Чудо Георгия о змие», 16 в.). Широкое распространение Г. получает в России в 18 - 1-й пол. 19 в. Превосходный пример сочетания разл. видов рельефа - скульптурный декор, в т.ч. иконостаса Петропавловского собора (1722-26). Иск-вом Г. владели такие крупные мастера, как Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др. Сер. и 2-я пол. 19 в. отмечены созданием И.П. Витали колоссальных Г. зап. и юж. фронтонов Исаакиевского собора. Г. используют во 2-й пол. 19 в. М.М. Антокольский, М.О. Микешин и др. Модерн рубежа веков вызвал к жизни разнообразие форм скульптуры, в т.ч. и Г. Иск-во Г. получает широкое распространение в 1930-50-е гг., в тематике наблюдаются разнообразные проявления культа личности. 1960-80-е гг. открывают новый этап в использовании Г.