РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Первая подборка стихов появилась в самиздатском ж. «Феникс» (1961). В 1965-68 в печати опубл. 9 стих. Впоследствии Г. исключила большинство ранних стихов из осн. собрания и на этом основании дезавуировала в спец. письме, переданном из Бутырской тюрьмы, сб. «Стихи» (Франкфурт-на-Майне, 1969), выпущенный без ее ведома на основе старых самиздатских подборок. Стихи тех лет Г. оформляла в виде небольших машинописных тетрадок, к-рые и стали композиц. основой последующих сборников, особенно трех первых - «Побережье» (1973, корректор И. Бродский), «Три тетради стихотворений» (1975) и «Перелетая снежную границу» (1979).
Участвовала в ряде акций демократич. движения, была инициатором и основателем ж. «Хроника текущих событий» (выходил с апреля 1968) - вероятно, наиб. значительное достижение движения (в год ее отъезда журнал поместил статью «"Хроника" о своем основателе»). 25 авг. 1968 была одной из 8 участников демонстрации против вторжения в Чехословакию. Не была осуждена вместе с остальными демонстрантами, т.к. кормила новорожденного ребенка; успела до ареста составить документ. книгу о демонстрации «Полдень. Дело о демонстрации в авг. 1968 г. на Красной площади» (Франкфурт-на-Майне, 1970). Арестована 24 дек. 1969, присуждена к принудит. лечению в Казанской спец. психиатрич. больнице, освобождена 22 февр. 1972. В 1975 эмигрировала во Францию, с 1976 живет в Париже, работала в ж. «Континент», на радиостанции «Свобода»; с 1981 работает в газ. «Рус. мысль».
В лирике Г. большое место занимает политич. тематика, однако наиб. показательны те стихи, в к-рых эта линия сливается с традиц. лирич. темами, звучащими всегда трагично. Для Г. характерна игра на этимологич. или квазиэтимологич. связях, на паронимиях и аллитерациях. С этим, возможно, связана и особая роль темы музыки (еще в ранних стихах, написанных после ареста Бродского: «Мой сын мал. Он / говорит вместо «музыка» - «мука»). Хорошо разработана цитатная техника, вплоть до того, что нек-рые краткие стихотворения оказываются почти центонами. Последнее время Г. составляет автокомментарий к своим стихам, ориентированный прежде всего на указание «источников» (рабочее название «Где что плохо лежало»), В последних сборниках, особенно в «Цвете вереска», - эксперименты с «расшатыванием» метра (в рамках классич. размеров).
Соч.: Побережье. Ann Arbor, 1973; Три тетради стихотворений. Bremen, 1975; Перелетая снежную границу. 1974-1978. Paris, 1979; Ангел деревянный. Ann Arbor, 1982; Чужие камни. NY., 1983; Переменная облачность. Paris, 1985; Где и когда. Paris, 1985; Цвет вереска. Эрмитаж. N.Y., 1993; Набор. М., 1996; Не спи на закате. Почти полное избранное. СПб., 1996; Кто о чем поет. М., 1997.