ГОНЗАГА (Гонзаго) Пьетро
ди Готтардо (1751-1831) - живописец, мастер театрально-декорат. живописи,
создатель парков. Учился в Венеции и Милане. Испытал влияние Дж. Пиранези
(итал. архитектор и гравер 18 в.). С 1792 работал в России. Декорат. живопись
Г. изобилует иллюзионистич. эффектами, стирающими грань между реальной
архитектурой и росписями (галерея Гонзаго и другие фрески на фасадах дворца
в Павловске, 1822-23, сохр. небольшие фрагменты; плафон Большого зала,
впервые исполнен по эскизу в 1950-х гг.); по свидетельствам современников,
собаки пытались вбежать, а птицы влететь в созданное иллюзорное пространство
Гонзаговых фресок. Там же Г. продолжил создание парка, романтически развивая
принципы англ. парков. Пейзажи Г. театрализованы, он ставит отд. деревья,
купы и рощи так, что гуляющий видит их как бы в центре сценич. площадки,
границы и задник к-рой образованы остальной растительностью, и при движении
в центр сцены выдвигаются новые «герои», а прежние сливаются с «кулисами»,
этот процесс взаимопереходов непрерывен, постоянно выдвигая что-то в центр
пространства и соответственно внимания. Планировка дорожек предельно проста,
действо развертывается в отдалении от зрителя, постоянно ощущающего себя
на границе сцены или картины и устремляющегося все дальше в манящую даль,
недосягаемую, как мечта. Пейзажи районов «Белой березы» и «Парадного поля»
Павловского парка - гимн стихиям Воздуха и Земли. В том же парке Г. создал
Новошалейные пруды - каскад скрытых среди густых зарослей в глубоких оврагах
прудов с неподвижными водами (их можно назвать гимном Воде и Земле; эстетика
этого р-на парка переходна от английского к следующим формам пейзажных
парков) и Красную долину вдоль р. Славянки, обрамленную вековыми деревьями
и уходящую в бесконечность. Работы Г. в Павловске завершили художеств.
открытия рус. пейзажа.
Г. создал также многочисл.
иллюзорные архит. декорации для т-ров, гл. обр. в С.-Петербурге (сохр.
лишь декорации для т-ра в Архангельском). Устраивались спектакли, состоявшие
только из созерцания его декораций, медленно сменявшихся перед изумленными
зрителями.
Лит.: Гонзага Пьетро
Готтардо: Жизнь и творчество, 1751-1831: Моногр. иссл. С.Я. Сыркиной. М.,
1974. С. 259-263; Пьетро Гонзаго: Выставка произведений / Гос. Эрмитаж.
Л., 1980.