РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Г. возникло в неолите - в 7 тыс. до н.э. - в Передней Азии; из всех континентов Г. не было известно только в Австралии. В 5 тыс. до н.э. в Месопотамии возникли двухкамерные обжиговые печи. Ручной гончарный круг появился впервые в Передней Азии в 4 тыс. до н.э. Расцвет худож. керамики приходится на античный мир 7-6 вв. до н.э. и позднее; тогда же изобретен и гончарный круг с ножным приводом.
В исламском мире достигла высокого уровня облицовочная керамика; в 2-17 вв. - расцвет произв-ва персидских люстрированных фаянсов, в 16-17 вв. - турецких полуфаянсовых изразцов. В Зап. Европе расцвет худож. керамики начинается с 15 в.; итал. фаянса - майолики - с 16 в.; печных изразцов - с 15 в. и кам. посуды - с 16 в. в Германии; руанских фаянсов - с 17-18 вв. во Франции и т.д. Фарфор изобретен в Китае ранее 8 в., в Японию попал в 16 в., в Европе производится с 16в. (фарфор Медичи), расцветевроп. фарфора начинается с 18 в. У вост. славян гончарный круг появился в 9 в., получил всеобщее распространение в 10 в. В 12-13 вв. в др.-рус. городах имелись круглые гончарные горны; б. производительные и совершенные четырехугольные появились позднее и получили распространение лишь в Гжели и на Смоленщине. В деревнях широко применялся обжиг глиняных изделий в домашних печах. Керамика в России использовалась для облицовки стен и пола. В 15-16 вв. развилось произ-во красных изразцов, не покрытых поливой. С 17 в. ощущается влияние зап. образцов; началось произв-во пестрых изразцов (синие, зеленые, желтые, буро-красные краски), применявшихся в церк. зодчестве; центром этого произв-ва была гончарная слобода в Москве. После 1709 пленные шведы положили начало производству изразцов для голландских печей (подглазурная синяя краска по белой эмали). С сер. 18 в. существуют керамич. заводы в Гжели под Москвой и Императорский фарфоровый завод под Петербургом. Г. у русских было традиционно муж. занятием, за исключением изготовления глиняных игрушек. Гончар в воззрениях вост. славян - колдун-ведьмак, посредник между миром мертвых и миром живых; гончарный горн - модель ада. Гончар, подобно др. ремесленникам, считался пьяницей («гончары пропили ризы Св. Петра, за что были им прокляты»). В то же время в нек-рых мифологич. преданиях славян гончар - создатель мира, его профессия - одна из самых уважаемых в деревне. Во мн. местах считалось, что появление горшечника предвещает свадьбу, в нек-рых же деревнях, напротив, «встретить гончара - замуж не выйти». Был распространен обычай, по к-рому девушки, желающие скорее выйти замуж, крали с воза гончара горшки и били их. После 1917 традиционное Г. у русских пришло в упадок в результате принудит. кооперации (30-е гг.) и насыщения рынка фабричной посудой (кон. 40-х - 50-е гг.). С 60-х гг. Г. существует в осн. как вид декоративно-прикладного иск-ва на гос. заводах; с кон. 80-х - нач. 90-х гг. наблюдается возрождение рус. гончарного иск-ва как индивид. промысла.
Лит.: Бобринский А. А. Гончарство Вост. Европы. М., 1978; Милюченков О. А. Белорусское нар. гончарство. Минск, 1984; Топорков А. Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984.