РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОНЧАРОВА Нат. Сер.

ГОНЧАРОВА Нат. Сер.

ГОНЧАРОВА Нат. Сер. ГОНЧАРОВА Нат. Сер. (1881-1962) живописец, график, художник театра. В 1899 поступила в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества на отд. живописи, где встретилась с будущим супругом и творч. единомышленником М. Ларионовым. В ранний период испытала влияние фовизма («Автопортрет с желтыми лилиями», 1907). Принимала участие в выставках ж. «Золотое руно», объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». Осн. внимание уделяла темам, связанным с жизнью рус. деревни и города. Гротескная экспрессия, доведенный до максимального напряжения цвет, рубленые формы сближают жанровые произв. Г. с лубком («Уборка хлеба», 1907; «Мытье холста», 1910; «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911). Для творчества Г. характерно стремление к преодолению станковизма, поиск новых худож. возможностей в монументально-декорат. живописи и плакате («Портрет Ларионова и его взводного», 1910-11). Сочувствовала идеям футуризма и синтетич. кубизма («Натюрморт с окороком», «Фабрика», «Велосипедист», все - нач. 1910-х гг.), вместе с Ларионовым стала создателем т.н. лучизма и рус. примитивизма. В 1914 написала цикл литографий «Мистич. образы войны», свидетельствующих о родстве творчества Г. с экспрессионизмом. В 1914-24 Г. - одна из центр. фигур дягилевских «Рус. сезонов». Среди крупнейших европ. художников (в т.ч. П. Пикассо), сотрудничавших с дягилевской антрепризой в этот период, авторитет Г. был огромен. «"Золотой петушок" перевернул всю совр. декорацию, весь подход к ней» (М. Цветаева). Для «Рус. сезонов» Г. оформила балеты «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (1914), «Литургия» (1914, не осущ.), «Испания» на муз. Ж. Бизе (1916), «Свадебка» (1923) и «Жар-птица» (1926) И.Стравинского. В др. т-рах ею оформлены спектакли: «Веер» К. Гольдони (1914, Камерный т-р), «Романтич. приключения итальянской балерины и маркиза» (1931, балетная труппа Б. Романова, Нью-Йорк), «Золушка» на муз. К. Эрланже (1938, Ковент-Гарден, Лондон), «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского (1940, «Рус. балеты», Париж) и др. С 1914 жила в Париже.