ГОНЧАРОВА Нат. Сер. (1881-1962)
живописец, график, художник театра. В 1899 поступила в моск. Уч-ще живописи,
ваяния и зодчества на отд. живописи, где встретилась с будущим супругом
и творч. единомышленником М. Ларионовым. В ранний период испытала влияние
фовизма («Автопортрет с желтыми лилиями», 1907). Принимала участие в выставках
ж. «Золотое руно», объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень».
Осн. внимание уделяла темам, связанным с жизнью рус. деревни и города.
Гротескная экспрессия, доведенный до максимального напряжения цвет, рубленые
формы сближают жанровые произв. Г. с лубком («Уборка хлеба», 1907; «Мытье
холста», 1910; «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911). Для творчества Г.
характерно стремление к преодолению станковизма, поиск новых худож. возможностей
в монументально-декорат. живописи и плакате («Портрет Ларионова и его взводного»,
1910-11). Сочувствовала идеям футуризма и синтетич. кубизма («Натюрморт
с окороком», «Фабрика», «Велосипедист», все - нач. 1910-х гг.), вместе
с Ларионовым стала создателем т.н. лучизма и рус. примитивизма. В 1914
написала цикл литографий «Мистич. образы войны», свидетельствующих о родстве
творчества Г. с экспрессионизмом. В 1914-24 Г. - одна из центр. фигур дягилевских
«Рус. сезонов». Среди крупнейших европ. художников (в т.ч. П. Пикассо),
сотрудничавших с дягилевской антрепризой в этот период, авторитет Г. был
огромен. «"Золотой петушок" перевернул всю совр. декорацию, весь подход
к ней» (М. Цветаева). Для «Рус. сезонов» Г. оформила балеты «Золотой петушок»
Н. Римского-Корсакова (1914), «Литургия» (1914, не осущ.), «Испания» на
муз. Ж. Бизе (1916), «Свадебка» (1923) и «Жар-птица» (1926) И.Стравинского.
В др. т-рах ею оформлены спектакли: «Веер» К. Гольдони (1914, Камерный
т-р), «Романтич. приключения итальянской балерины и маркиза» (1931, балетная
труппа Б. Романова, Нью-Йорк), «Золушка» на муз. К. Эрланже (1938, Ковент-Гарден,
Лондон), «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского (1940, «Рус. балеты», Париж)
и др. С 1914 жила в Париже.