РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Г. - оператор острой экспрессивной графич. манеры. Для выявления эмоц.-смыслового содержания кадра использовал ракурс, четкое распределение света и тени. Умело передавал мат-льность, плотность, фактурность объекта, особенно в портретных кадрах. Снимал в осн. проф. актеров, особо выделяя свойства их психофизич. фактуры (ф. Пудовкина «Мать», 1926; «Конец Санкт-Петербурга», 1927; «Потомок Чингисхана», 1929). В 30-40-е гг. снимал сложные в постановочном отношении ист. ф.: «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947), «Жуковский» (1950, три последних - совм. с Т. Лобовой).
С 1934 преподавал в ВГИКе. Автор кн. и статей по теории операторского иск-ва.
Среди ф.: «Шахматная горячка», «Механика головного мозга» (оба - 1925), «Дезертир» (1933), «Пир в Жирмунке» (1941), «Неуловимый Ян» (1943, два последних - совм. с Т. Лобовой). Гос. премия СССР (1947, 1951).
Лит.: Голдовская М. А.Д. Головня // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.