РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В период Моск. Руси мужчины стали надевать тафью - небольшую круглую тюбетейку, заимствованную у татар. Тафью носили только дома, поверх нее надевали др. Г.У. Все верхние шапки были колпаками, почти всегда - с опушкой или оторочкой. Была распространена мурмолка - невысокий матерчатый колпак с отворотами из меха или из др. материи. Знать носила горлатные шапки - высокие, чуть расширявшиеся кверху цилиндры, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы, с бархатным или парчовым верхом; горлатную шапку часто не надевали, а носили на сгибе левой руки. Простолюдины носили грешневик - высокую шапку с небольшими полями и треух (малахай) - теплую шапку с ушами, задником и узким меховым козырьком.
Женщины, как и в домонг. период, носили повойник, поверх к-рого надевали кику - нарядный Г.У. с основой из бересты или кожи, накрытой дном из ткани (сорокой), и прикрепленным сзади подзатыльником. Парадным Г.У. был кокошник с основой из твердого мат-ла, обтянутый богатой тканью и расшитый, часто обшитый поднизями (сеткой из жемчуга) и с прикрепленными по краям ряснами (спадающими на плечи жемчужными нитями). Поверх кики или кокошника надевали убрус. Зимние Г.У. были такие же, как у мужчин, за исключением каптур - плоских меховых шапок с наушниками. Убрус могли носить и под зимней шапкой. Девичьи Г.У. остались теми же - ленты, венец; появился накосник - кусок бересты или ткани, обтянутый дорогой тканью и украшавший косу.
В нач. 18 в. при Петре I у высших классов и горожан вошли в моду европ. Г.У., и в дальнейшем высшее об-во в России следовало европ. модам. Мужчины стали носить белые пудреные парики. Основным видом шляп стала треуголка, украшенная галуном или перьями; се надевали острым углом в сторону лица или, чаще, носили на сгибе левой руки, поскольку на голове был парик. Во 2-й пол. 18 в. парики стали выходить из моды; появились англ. шляпы с невысокой тульей и узкими полями, а также цилиндры, к-рые надевали к рединготу.
Начиная с петровского времени ношение Г.У. замужними женщинами в высших слоях об-ва уже не считалось обязательным. Дома на голову надевали чепчик с кружевными оборками, в остальных случаях Г.У. обычно не надевали, лишь во время путешествий могли надеть муж. треуголку. В 70-х гг. 18 в. вошли в моду пышные прически на каркасе, к-рые носили не расплетая по неск. дней. В 1780-х гг. под влиянием англ. моды женщины стали носить огромные шелковые или бархатные, а также англ. широкополые шляпы.
В 19 в. у мужчин высокая англ. шляпа с нолями вытеснила треуголку; цилиндр в течение всего века был повседневным Г.У. Вошла в моду также широкополая шляпа - боливар и мягкая фетровая шляпа - гарибальди, считавшаяся очень демократичной. Во 2-й пол. 19 в. появились жесткая фетровая шляпа - мелона (от фр. melon - «дыня»), а также невысокая шляпа с узкими твердыми полями и черной лентой - канотье (от фр. canotier - «гребец») и летняя широкополая панама. С 1890-х гг. осн. Г.У. у мужчин стал котелок.
В нач. 19 в. вошли в моду пешие прогулки, вследствие чего жен. прически упростились, а Г.У. вновь стали выполнять, наряду с декоративными, и естеств. функции - защищать от непогоды. Утренним Г.У. оставался белый батистовый чепец с кружевами; утренним уличным Г.У. был чепец с полужесткой основой. Осн. жен. уличным Г.У. стал шапо-капот - шляпа с жесткими полями; спереди с полей стали спускать длинную вуаль с кружевами. Летние шляпы делали из соломки. Бальным Г.У. стал тюрбан. Во 2-й пол. 19 в. появились шляпы с небольшими полями, высоко обрамляющими лицо, с широкими лентами у боковых сторон, завязывающимися бантом под подбородком.
У крестьян в 18-19 вв. сохр. традиц. Г.У. Мужчины в зап. губерниях носили шлык из холста, вышедший из употребления в 19 в., и шапку-валенку - валяный белый или коричневый колпак. В остальных губерниях носили трешневик (черепенник). Шапка с четырехугольным дном, бывшая в 14-17 вв. Г.У. мелких служилых людей, распространилась к 19 в. в нечерноземной полосе, позднее стала считаться Г.У. извозчиков. Казаки носили особую казацкую шапку, сменившуюся затем папахой. Поморы носили вязаные колпаки, заимствованные из Скандинавии. Шапка-малахай (с ушами и лопастью сзади) сменилась к кон. 19 в. шапкой-ушанкой. Во 2-й пол. 19 в. картуз постепенно вытеснил все остальные Г.У.
Г.У. крестьянок до кон. 19 в. сохраняли связь с возрастными группами. Девичьи Г.У. имели открытые макушки; Г.У. замужних женщин обязательно закрывали волосы, поскольку у вост. славян появиться на людях с непокрытыми волосами («простоволосой») считалось для женщины неприличным. Это, по-видимому, было связано с древним повернем о том, что волосы женщины обладают магич. силой и, непокрытые, могут принести неурожай, падеж скота или нанести др. вред роду мужа. В назв. жен. Г.У. (кокошник, сорока) и в их форме (рогатая кика) прослеживалась связь с птицами и животными.
Девичьи Г.У. были разнообразны: полотенце (ширинка, наметка, убрус) - в зап. губерниях; обруч, обшитый тканью и украшенный бисером, цветами, перьями и т.д. (налобник, венок, перевязка), - на З., отчасти на Ю. и иногда на С. России. Повсюду встречались платок и перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха) - полоса ткани с завязками на концах; венец (коруна, челка, рефедь, рефиль, ряска, головодец), в сев. губерниях - с зубчатым верхом. В губерниях, соседних с украинскими и белорусскими, девушки носили венки из живых или искусств. цветов; в Ниж. Поволжье и на С. был распространен девичий вязаный колпак, заимствованный соответственно у татар и из Скандинавии. Девичий Г.У. часто входил как составная часть в Г.У. замужней женщины. Во всех исконных великорус. губерниях, кроме сев.-зап., была распространена кичка (кика) - лопатообразная, рогатая, копыто- или котелкообразная, в соединении с сорокой (холщовой ширинкой, повязанной лентой); иногда сороку сшивали в виде рогов. В среднерус. полосе кика соединялась с мягким кокошником. Кичка стала считаться типичным крест. Г.У. Цельный кокошник 19 в. продолжали носить в городах мещанки и купчихи; в деревнях он считался праздничным Г.У. Нередко на всю деревню имелся всего один кокошник, к-рый хозяева давали носить невестам на свадьбу. Распространение кокошника примерно совпадает по сфере и по времени с распространением сарафана, а кичка - с поневой.
Самшура (шапочка с твердым дном) была распространена у рус. на С.-В. (по-видимому, заимствована у коми). Замужние донские казачки носили вязаный колпак. Во 2-й пол. 19 в. повсюду, кроме юж. губерний, широко распространился повойник (сборник, волосник, чехлик, кокуй, колпак), иногда вытесняя кику и кокошник, иногда входя в комплекс с кикой вместо сороки. В кон. 19 в. головные платки стали вытеснять б. сложные Г.У., в результате начала стираться разница между девичьими и жен. Г.У.
Лит.: Зеленин Д. К. Жен. головные уборы вост. (рус.) славян // Slavia. Т. 4. Прага, 1926; Рус. ист.-этнографич. атлас. М., 1967; Киреева Е. В. История костюма. М., 1970.