ГОЛОС (в музыке) -
1) (певческий) - способность воспроизводить муз. звуки разл. высоты, ограниченные
опредсл. диапазоном, посредством физиологич. голосового аппарата, где различают
три отдела: органы дыхания, гортань с голосовыми связками и артикуляц.
аппарат с системой резонаторных полостей, с помощью к-рого образуются гласные
и согласные звуки. Особое значение имеют также грудной и головной резонаторы,
придающие Г. характерный тембр, звонкость, силу и полетность. У необученного
певца тембр Г. меняется на разл. участках шкалы диапазона; хорошо обученный
с помощью спец. упражнений (постановки Г.) певец умеет сохранить единство
тембра своего Г. во всем его диапазоне и при любых переходах из регистра
в регистр. Г. подразделяются на мужские (бас, баритон, тенор), женские
(контральто, меццо-сопрано, сопрано) и детские (альт, дискант), совпадающие
по диапазону с женскимп. Каждый голос индивидуален, и на практике нередко
артисты успешно справляются с партиями, предназнач. для др. голоса: басы
поют баритоновую партию (Шаляпин пел Демона); баритоны - басовую; меццо-сопрано
часто поют контральтовые партии, т.к. контральто встречаются редко. Г.
условно разделяются по характеру: мягкие и нежные наз. лирическими, мощные,
с металлич. оттенком - драматическимп. Различают и смешанный тип Г. - лирико-драматический,
а также буффо (комический) и характерный (со специфич. тембром). Подвижность
Г. придает ему характеристику - колоратурный (в наст. время колоратурой
обычно обладают только высокие сопрано, в отличие от 18 - нач. 19 в., когда
колоратуру развивали во всех голосах). В нотации вокального соч. композитор
обычно указывает общий тип Г. (сопрано, тенор, бас и т.п.), лишь в редких
случаях конкретизируя его характер. Практика транспонирования вокального
соч. в др. тональность позволяет исполнять произв., написанные для высоких
Г., - низкими, и наоборот.
2) Одна из мелодич. линий,
входящих в структуру многоголосия. Прообраз Г. в многоголосии - реальный
Г. певца или хоровая партия. Совокупность мелодизированных Г. образует
многоголосную фактуру, а характер их движения формирует тот или иной тип
голосоведения: устойчивое число Г. и их относит. равноправие (самостоятельность)
свойственны полифоническому многоголосному (см. Полифония), выделение одного
(обычно верхнего) Г. в качестве ведущего - гомофонно-гармоническому (см.
Гомофония) складу.
3) Партия отд. инструмента
в оркестровом соч. или отд. группы голосов (например, теноров) в хоровом
соч., выписанная на отд. листы из партитуры для разучивания и исполнения.
4) Мотив, мелодия песни (устар.);
отсюда выражение: петь словесный текст на Г. какой-либо известной песни.
Лит.: Багадуров В.
А. Очерки по истории вокальной методологии. В 3 вып. М., 1937; Аспелунд
Д. Л. Развитие певца и его голоса. М.; Л., 1952; Морозов В. П. Тайны вокальной
речи. Л., 1967; Дмитриев Д. Б. Основы вокальной методики. М., 1968; Назаренко
И. К. Иск-во пения. М., 1968.