ГОЛГОФА (греч.,эллинизиров. форма евр. gulgolet и арам. gulgalta) - букв. «череп»
(Суд 9:53), а также «голова» в значении «человек», «лицо», «особа» (Исх
38:26). Метафорически это слово прилагалось к горам и холмам, походившим
на человеч. череп. В новозаветном повествовании - место распятия Иисуса
Христа, расположенное в р-не пригородных садов и могил к сев.-зап. от Иерусалима,
за старой гор. стеной, «вне врат» (Евр 13:12; т. н. Эфраимские ворота),
но недалеко от города (Ин 19:20) и большой дороги (Мк 15:29, упоминание
о «проходящих»), вероятно, примыкавшее к пустынному карьеру для добывания
камня. «И привели Его на место Г., что значит - "Лобное место"» (Мк 15:22).
Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности
и бесприютности христиан в этом мире (Евр 13:14), соотносится также и с
ветхозаветными очистит. обрядами, при совершении к-рых тела закланных жертвенных
животных удаляли за сакральную границу стана или, позднее, города (Исх
29:14; Лев 6:30; 16:27; ср. Евр 13:11-12). Ср.-век. иконография часто делала
фоном сцены Распятия гор. стену Иерусалима. Т. о. слово Г. и у евангелистов
представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Но уже
др.-христ. богословие связало Г. с местом погребения (черепом) Адама, провиденциально
оказавшимся прямо под Крестом, чтобы кровь Христова (Второго Адама), стекая
на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны первородного
греха. «Распятие Господне находится с вост. стороны храма Воскресения на
камне, - сообщает в своем «Хождении» др.-рус. паломник игумен Даниил (1104-07).
- Оно было высоко, выше копья. Камень же тот был круглый, вроде маленькой
горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина локтя два
глубиной, круглая, в ширину меньше пяди: тут был водружен Крест Господень.
В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время
Распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал Свой дух на Кресте,
... разошелся тот камень над головой Адама. И через ту расселину кровь
и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого.
И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня» (Памятники литры
Др. Руси: XII в. М., 1980. С. 37). Это символич. взаимоотношение нашло
устойчивое воплощение в правосл. иконографии Распятия. Г. также рассматривается
как «пуп земли», сакральный «центр мира» (Иез 5:5; ср. Пс 73:12). В настоящее
время храм Воскресения (Анастасис) объединяет в себе Г. и Гроб Господень
(пещеру Воскресения).