РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА ГОЛГОФА (греч.,эллинизиров. форма евр. gulgolet и арам. gulgalta) - букв. «череп» (Суд 9:53), а также «голова» в значении «человек», «лицо», «особа» (Исх 38:26). Метафорически это слово прилагалось к горам и холмам, походившим на человеч. череп. В новозаветном повествовании - место распятия Иисуса Христа, расположенное в р-не пригородных садов и могил к сев.-зап. от Иерусалима, за старой гор. стеной, «вне врат» (Евр 13:12; т. н. Эфраимские ворота), но недалеко от города (Ин 19:20) и большой дороги (Мк 15:29, упоминание о «проходящих»), вероятно, примыкавшее к пустынному карьеру для добывания камня. «И привели Его на место Г., что значит - "Лобное место"» (Мк 15:22). Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности и бесприютности христиан в этом мире (Евр 13:14), соотносится также и с ветхозаветными очистит. обрядами, при совершении к-рых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или, позднее, города (Исх 29:14; Лев 6:30; 16:27; ср. Евр 13:11-12). Ср.-век. иконография часто делала фоном сцены Распятия гор. стену Иерусалима. Т. о. слово Г. и у евангелистов представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Но уже др.-христ. богословие связало Г. с местом погребения (черепом) Адама, провиденциально оказавшимся прямо под Крестом, чтобы кровь Христова (Второго Адама), стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны первородного греха. «Распятие Господне находится с вост. стороны храма Воскресения на камне, - сообщает в своем «Хождении» др.-рус. паломник игумен Даниил (1104-07). - Оно было высоко, выше копья. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина локтя два глубиной, круглая, в ширину меньше пяди: тут был водружен Крест Господень. В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время Распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал Свой дух на Кресте, ... разошелся тот камень над головой Адама. И через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня» (Памятники литры Др. Руси: XII в. М., 1980. С. 37). Это символич. взаимоотношение нашло устойчивое воплощение в правосл. иконографии Распятия. Г. также рассматривается как «пуп земли», сакральный «центр мира» (Иез 5:5; ср. Пс 73:12). В настоящее время храм Воскресения (Анастасис) объединяет в себе Г. и Гроб Господень (пещеру Воскресения).

ГОЛГОФА

Голгофский крест. Рис. из рукописи ок. 1675