РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГОГОЛЬ Ник. Вас.

ГОГОЛЬ Ник. Вас.

ГОГОЛЬ Ник. Вас. ГОГОЛЬ Ник. Вас. (1809-52) - прозаик, драматург. Из дворян. Сын укр. писателя Вас. Аф. Гоголя-Яновского (1777-1825). Образование получил в Полтавском уездном уч-ще (1818-19) и Нежинской г-зии высших наук (1821-28). В 1828 переехал в СПб. С 1829 на службе в Департаменте гос. хоз-ва и публичных зданий, в 1830-31 - в Департаменте уделов, в 1831-35 преподает историю в Патриотич. ин-те, дает частные уроки. В 1829 дебютировал в печати «идиллией в картинах» «Ганц Кюхельгартен» и, вероятно, стих. «Италия». В 1830-31 сближается с пушкинским кругом писателей, выступает в «Лит. газете», альм. «Сев. цветы» (позднее сотрудничал и в «Современнике»). Широкую известность принес Г. прозаич. цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 ч. - 1831, 2 ч, - 1832), в к-ром воссоздавался целостный образ укр. национ. мира в единстве его природных, бытовых, культурных и иных характеристик. Успех «Вечеров» еще не определил в глазах Г. его окончат. призвания. Намереваясь посвятить себя научно-пед. деят-ности, он задумывает масштабные труды по всемирной и укр. истории, в 1834 занимает место адъюнкт-профессора по каф. всеобщей истории Петерб. унта, однако уже в след. году разочаровывается в своих планах и оставляет преподават. деят-ность. Лит. авторитет Г. упрочило появление в 1835 сб. «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», главы из незаконч. ром. «Гетьман», статьи; как целое сб. впоследствии автором не переиздавался). Основу проблематики первой из книг составил контраст высоких возможностей человека и его духовного оскудения в совр. мире, в повестях второй впервые в гоголевской прозе возникла петерб. тема, развитая затем в «Носе» (1836) и «Шинели» (1842). В обоих циклах обозначился поворот к теме будничного, «обыкновенного» существования, декларированный в статье «Несколько слов о Пушкине» (в составе «Арабесок»), проявилось сложное отношение к романтич. традиции, сочетающее преемственность с полемикой, переосмыслением ключевых романтич. тем, образов, ситуаций. В 1835 Г. приступил к работе над комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души». В «Ревизоре» Г. не ограничил себя локальными сатирич. целями, стремясь к широкому обобщению, созданию образа всей рус. современности с ее ложными ценностями и целями, ставил задачу нравств. воздействия на аудиторию. Пост. комедии на сцене Александрийского т-ра (1836) и первая негативная реакция на нее вызвали у Г. крайне тяжелое впечатление и побудили оставить Россию. За границей (Италия, Германия, Франция, Швейцария) он пробыл с перерывами до 1848. В эти годы Г. преим. занят «Мертвыми душами», с к-рыми связывает отныне представление о своем писат. предназначении. У него складывается замысел трехчастного произв. эпич. охвата, сочетающего сатир. изображение совр. России с раскрытием идеальных сторон и перспектив нац. жизни. Первый том поэмы издан в 1842, тогда же вышло и четырехтомное собр. соч. Г., включившее нек-рые прежде не публиковавшиеся тексты («Шинель», драм. сцена «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Женитьба» и др.). С нач. 1840-х гг. усиливаются религ.-мистич. идеи и настроения Г. Мысль о моральном перевоспитании современников, вначале связанная гл. обр. с «Мертвыми душами», постепенно отрывается от замысла поэмы, возникает потребность в непосредств. учительстве. Эта идея воплощена в кн. «Выбранные места из переписки с друзьями» (изд. в нач. 1847), где критич. пафос в отношении к современности сочетается с утопич. надеждой на переустройство жизни путем нравств. обновления каждого отд. человека при сохранении существующих социальных и политич. ин-тов. Отрицат. реакция на книгу (в т.ч. знаменитое письмо Белинского) заставила автора признать неудачу своего труда. Совершив паломничество в Иерусалим, он возвращается на родину. Последние годы жизни Г. трудится преимуществ, над 2-м томом «Мертвых душ», начатым, по-видимому, еще в 1840. Писатель предполагает издать его в 1852, однако в нач. года, переживая духовный и физич. кризис, сжигает рукопись и вскоре умирает (сохранились 5 черновых глав, опубл. 1855).

ГОГОЛЬ Ник. Вас.

Н.В. Гоголь