ГОГОЛЬ Ник. Вас. (1809-52)
- прозаик, драматург. Из дворян. Сын укр. писателя Вас. Аф. Гоголя-Яновского
(1777-1825). Образование получил в Полтавском уездном уч-ще (1818-19) и
Нежинской г-зии высших наук (1821-28). В 1828 переехал в СПб. С 1829 на
службе в Департаменте гос. хоз-ва и публичных зданий, в 1830-31 - в Департаменте
уделов, в 1831-35 преподает историю в Патриотич. ин-те, дает частные уроки.
В 1829 дебютировал в печати «идиллией в картинах» «Ганц Кюхельгартен» и,
вероятно, стих. «Италия». В 1830-31 сближается с пушкинским кругом писателей,
выступает в «Лит. газете», альм. «Сев. цветы» (позднее сотрудничал и в
«Современнике»). Широкую известность принес Г. прозаич. цикл «Вечера на
хуторе близ Диканьки» (1 ч. - 1831, 2 ч, - 1832), в к-ром воссоздавался
целостный образ укр. национ. мира в единстве его природных, бытовых, культурных
и иных характеристик. Успех «Вечеров» еще не определил в глазах Г. его
окончат. призвания. Намереваясь посвятить себя научно-пед. деят-ности,
он задумывает масштабные труды по всемирной и укр. истории, в 1834 занимает
место адъюнкт-профессора по каф. всеобщей истории Петерб. унта, однако
уже в след. году разочаровывается в своих планах и оставляет преподават.
деят-ность. Лит. авторитет Г. упрочило появление в 1835 сб. «Миргород»
(«Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески» («Невский проспект»,
«Портрет», «Записки сумасшедшего», главы из незаконч. ром. «Гетьман», статьи;
как целое сб. впоследствии автором не переиздавался). Основу проблематики
первой из книг составил контраст высоких возможностей человека и его духовного
оскудения в совр. мире, в повестях второй впервые в гоголевской прозе возникла
петерб. тема, развитая затем в «Носе» (1836) и «Шинели» (1842). В обоих
циклах обозначился поворот к теме будничного, «обыкновенного» существования,
декларированный в статье «Несколько слов о Пушкине» (в составе «Арабесок»),
проявилось сложное отношение к романтич. традиции, сочетающее преемственность
с полемикой, переосмыслением ключевых романтич. тем, образов, ситуаций.
В 1835 Г. приступил к работе над комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души».
В «Ревизоре» Г. не ограничил себя локальными сатирич. целями, стремясь
к широкому обобщению, созданию образа всей рус. современности с ее ложными
ценностями и целями, ставил задачу нравств. воздействия на аудиторию. Пост.
комедии на сцене Александрийского т-ра (1836) и первая негативная реакция
на нее вызвали у Г. крайне тяжелое впечатление и побудили оставить Россию.
За границей (Италия, Германия, Франция, Швейцария) он пробыл с перерывами
до 1848. В эти годы Г. преим. занят «Мертвыми душами», с к-рыми связывает
отныне представление о своем писат. предназначении. У него складывается
замысел трехчастного произв. эпич. охвата, сочетающего сатир. изображение
совр. России с раскрытием идеальных сторон и перспектив нац. жизни. Первый
том поэмы издан в 1842, тогда же вышло и четырехтомное собр. соч. Г., включившее
нек-рые прежде не публиковавшиеся тексты («Шинель», драм. сцена «Театральный
разъезд после представления новой комедии», «Женитьба» и др.). С нач. 1840-х
гг. усиливаются религ.-мистич. идеи и настроения Г. Мысль о моральном перевоспитании
современников, вначале связанная гл. обр. с «Мертвыми душами», постепенно
отрывается от замысла поэмы, возникает потребность в непосредств. учительстве.
Эта идея воплощена в кн. «Выбранные места из переписки с друзьями» (изд.
в нач. 1847), где критич. пафос в отношении к современности сочетается
с утопич. надеждой на переустройство жизни путем нравств. обновления каждого
отд. человека при сохранении существующих социальных и политич. ин-тов.
Отрицат. реакция на книгу (в т.ч. знаменитое письмо Белинского) заставила
автора признать неудачу своего труда. Совершив паломничество в Иерусалим,
он возвращается на родину. Последние годы жизни Г. трудится преимуществ,
над 2-м томом «Мертвых душ», начатым, по-видимому, еще в 1840. Писатель
предполагает издать его в 1852, однако в нач. года, переживая духовный
и физич. кризис, сжигает рукопись и вскоре умирает (сохранились 5 черновых
глав, опубл. 1855).