РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ - филос. учение о познании. В самом общем виде можно говорить об эмпирич., рационалистич. и иррационалистич. Г. Они могут быть подразделены на «гностические», предполагающие возможность целостного и даже окончательного проникновения в истину, и агностические, утверждающие лишь поверхностное «знакомство» с Абсолютом, если существование такового вообще предполагается. Попытка преодолеть односторонности эмпиризма, рационализма, иррационализма предпринята в интуитивизме. В рамках европ. философии доминирующей является рационалистич. тенденция. В ее развитии можно выделить метафизич. позицию (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц) и позицию объективно-идеалистич. диалектики (Ф. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель). Гегель ввел в обл. теории познания культ.-ист. категории. Это дало возможность в дальнейшем появиться социологии познания, идея к-рой сформулирована К. Марксом, а в очищенном от «идеологичности» марксизма виде по-своему развита П. Сорокиным, М. Шелером, М. Парсонсом, К. Манхеймом. Против редукции познания к социальности или психологии выступает родоначальник феноменологии Э. Гуссерль. Идеи гегелевской «Феноменологии духа», в сочетании с разработками социологии познания, переосмысленные в свете представлений философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель) и специфич. методах познания культ.-ист. реалий (т.н. понимание), дают в результате культурологич. взгляд на познание (культурология, герменевтика, частично структурализм).

В обл. Г. самобытная рус. религ. философия м.б. в общем виде охарактеризована как мышление в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этот тип умозрения возникает как синтез идей нем. классич. философии, ориентиров. на понятийно-категориальное знание, свойств. православ. онтологич. символизму и символизму, характерному для постклассич. европ. метафизики. В типологии мышления рус. религ. филос. могут быть выделены след. моменты.

1) Метарациональный (металогический) интуитивизм.

2) Религ.-ориентиров. мистицизм, в рамках к-рого высшей формой интуиции признается мистич., осуществляемая в личном религ. опыте как таинственное в своей основе, однако символически выразимое духовное общение субъектов. Духовным центром познания мыслятся Христос (Логос) или София.

3) Идеал цельного знания, осн. на духовном опыте целостного чувственно-интеллектуально-волевого отношения к Истине.

4) Убежденность в творч. характере познания. Человек не просто «отражает» предмет (т. зр. эмпиризма, материализма, а также нек-рых форм религ. сознания, представляющих человека пассивным «проводником» божеств. Слова) и не просто воспроизводит, «реконструирует» предмет (человек, т.е. субъект, активен, предмет, т.е. объект, пассивен - т. зр. нем. классич. философии), но его мышление носит творческий, смыслообразующий характер, и формы познания (в своих ист. и логич. пределах) свободно конструируются человеком в опыте духовного общения. Критерий истины либо видится в соборности, либо представляется в принципе невыразимым и нерационализируемым в том смысле, что критерием свободы является сама свобода. Наиб. систематич. трудами в обл. Г. в рус. философии считаются работы С. Франка и Н. Лосского.