РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГЛИНКА Мих. Ив.

ГЛИНКА Мих. Ив.

ГЛИНКА Мих. Ив. ГЛИНКА Мих. Ив. (180457) - композитор, основоположник рус. классич. музыки. Учился в Петербурге в Благородном пансионе при Пед. уч-ще (1818-22), одновременно брал уроки игры на фп. у Дж. Филда и Ш. Майера и на скрипке у Ф. Бема. Позднее учился вокалу под рук-вом Беллоли, теории музыки и композиции - З. Дена (1833-34). К 20-м гг. относится нач. период известности Г. как пианиста и певца, а также композитора (2 струнных квартета, фп. пьесы, романсы, в т.ч. «Не искушай», «Бедный певец»).

Особая роль Г. в истории иск-ва связана с созданием произв., поднявших рус. музыку на общеевроп. уровень. Соединяя традиции зап.-европ. драматургии с принципами рус. муз. мышления, умело претворяя в собств. соч. интонац. богатство рус. нар. музыки, Г создал произв., определившие гл. направления последующего развития рус. музыки (композиторы «Могучей кучки», П.И. Чайковский).

Одна из осн. заслуг Г. связана с созданием рус. классич. оперы. Два произведения - «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (по Пушкину, 1842) - многоплановые, со сложными сюжетными коллизиями и яркими муз.-драматич. характеристиками, проложили пути развития отечеств. историч., драматич., эпич., сказочной и т. п. оперы. Новаторство муз. драматургии Г. связано с открытиями в обл. муз. языка, формированием новых оперных форм (рондо Фарлафа), соблюдением подчеркнутого равновесия в соотношении ариозных и речитативных эпизодов (партия Сусанина), созданием сложной системы интонац. связей, индивидуализиров. муз. характеристик. Неизменной у Г. остается точность при воплощении разнонац. образов («польский акт» в «Жизни за Царя», вост. сюита в 4-м действии «Руслана»).

ГЛИНКА Мих. Ив.

М.И. Глинка

Г. - автор неск. программных симфонич. произв., открывающих осн. пути развития рус. симфонизма: оркестр. фантазии «Камаринская» (1848), написанной в жанре вариаций на темы двух нар. песен - свадебной и плясовой, а также двух увертюр - «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи» в Мадриде» (1851), созданных по испанским впечатлениям, обнаруживающих блестящее оркестр. мастерство композитора. Значит. роль в творчестве Г. сыграл «Вальс-фантазия» (первоначально - для фп., окончат. оркестровая ред., 1856), во многом послуживший прообразом вальсовой симфонич. и балет. музыки Чайковского.

Не утратили популярности вплоть до кон. 20 в. ставшие классическими романсы Г. на стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига и др. поэтов: в жанре рус. песни («Ах ты, душечка, красна девица»), элегии («Сомнение»), баллады («Ночной смотр»), воссоздающие черты «восточного» («Не пой, красавица, при мне»), испанского («Я здесь, Инезилья») или итал. («Венецианская ночь») мелоса и др.

Соч.: Глинка М.И. Записки. Л., 1953.

Лит.: Асафьев Б. В. Глинка. М.; Л., 1950.; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Глинка: Творческий путь: В 2 т. М., 1955; Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1955.