ГЛАГОЛИЦА (ст.-сл.
глагол, "слово") - одна из двух старослав. азбук. Была распространена в
осн. в Моравии, Зап. Болгарии и Хорватии. Древнейшие дошедшие до нас глаголич.
рукописи («Киевские листки», нач. 10 в.; «Пражские отрывки», 10-11 вв.)
имеют моравское происхождение. Б. многочисленны глаголич. рукописи юж.-слав.
редакции 11 в. («Зографское Евангелие», «Мариинское Евангелие», «Ассеманиево
Евангелие», «Синайская псальтырь», «Клоцов сборник» идр.). Древнейшие глаголич.
эпиграфич. памятники датируются 9 в.: неск. букв на развалинах церкви болг.
царя Симеона в Преславе и надпись-граффити на камне в с. Басарабь (Румыния).
Наиб. кол-во глаголич. эпигр. памятников (древнейший из к-рых относится
к 11 в.) сохранилось в Хорватии. Г. была изв. и на Руси. В нек-рых др.-рус.
кириллич. рукописях есть отд. глаголич. буквы и целые слова, написанные
Г. Пам. глаголич. эпиграфики: в новг. Софийском соборе 10 глаголич. надписей-граффити,
в новг. Георгиевском соборе Юрьева мон., неск. глаголич. букв и фрагмент
глаголич. надписи в киевском Софийском соборе. В Моравии Г. уступает место
латин. письму, а в Болгарии кириллице. Мн. глаголич. рукописи разделили
судьбу Боярского палимпсеста, где по смытому глаголич. тексту нанесен кириллич.
текст (13 в.). После 12 в. Г. сохранилась как церковная азбука только в
католич. Хорватии, где использовалась в таком качестве до 1927. Последний
глаголич. хорв. миссал издан в Ватикане в 1905. По составу азбуки Г. незначительно
отличается от кириллицы: кириллич. букве «и» (с цифровым значением 10)
соответствуют 2 глаголич. буквы; 2 глаголич. буквы (одна из к-рых употреблялась
крайне редко) соответствуют одной кириллич. букве «х»; в Г. есть буква
«дервь», обозначающая мягкое смычное «г» в греч. заимствованиях; одна глаголич
буква «ять» соответствует двум буквам «ять» и «я» кириллицы; в Г. нет букв
«пси» и «кси». Каждая из первых 28 букв Г. имеет соотв. цифровое значение,
тогда как в кириллице буквы, добавленные к греч. алфавиту для обозначения
специфич. слав. звуков, не имеют значения цифр. Хотя первоначально значение
нек-рых глаголич. букв до сих пор продолжает вызывать споры, очевидно,
что в основном состав и графич. примеры Г. и кириллицы совпадают. Графика
Г., подобно графике алфавитов у народов, принявших христ-во под влиянием
Византии (коптов, готов, грузин и армян), восходит к графич. системе греч.
письма (ср., напр., обозначение по греч. образцу звука «у» двумя буквами
и в Г., и в кириллице, и в армянской системе письма). Резко отличается
Г. от кириллицы и от др. азбук формой букв. Это давало повод для разнообр.
предположений о ее источниках: Г. возводили к лат., сирийскому, арабскому,
пальмирскому, коптскому, евр., армянскому, груз. и готскому алфавитам;
к клинописи и кипрскому слоговому письму; к хазарскому, иранскому и албанскому
письму, к сканд. рунам и знакам-тамгам Причерноморья. Чаще всего Г. выводили
из кирилицы или из разн. типов визант. письма и разного рода греч. знаков,
в т.ч. и нотных. Однако, несмотря на то, что формы нек-рых букв Г. несомненно
заимствованы из др. алфавитов, вероятнее всего Г., подобно др. алфавитам
народов, принявших христ-во из Византии, к-рая не препятствовала богослужению
на родном яз., была продуктом индивид. творчества, что доказывает и стилистич.
единообразие начертаний глаголич. букв. большинство из к-рых состоит из
петель, кругов и треугольников. О том, что Г. создавалась как церк. азбука,
свидетельствует форма нек-рых букв: первая буква глаголич. азбуки «азъ»
имеет форму креста, а буквы «иже» и «слово», к-рые могли составлять монограмму
«Иисус», отличаются только направлением изображения. Моравское происхождение
древнейших глаголич. рукописей и «моравизмы» глаголич. рукописей юж.-слав.
редакции свидетельствуют о том, что Г. создавалась для миссионерской деят-ности
в Моравии. Еще в 18 в. Г. Доблер выдвинул предположение, что именно Г.
была той слав. азбукой, к-рую создал Константин Философ (Кирилл). Несмотря
на то, что это предположение оспаривалось мн. видными славистами, считавшими,
что Константин Философ создал кириллицу (И.И. Срезневский, Е.Ф. Карский,
А.И.Соболевский, В. А. Истрин и др.), мнение Доблера, к-рое разделяли П.
Шафарик, И.В. Ягич, В.Н.Щепкин, С.Н.Трубецкой и др., является общепринятым.
Справедливость этого предположения подтверждается мн. фактами. В житиях
Константина Философа и Мефодия и в сказании Черноризца Храба «О письменах»
говорится именно о «создании» Константином Философом слав. письмен, а папа
Иоанн VIII пишет в 880 об «изобретении» им слав. письмен, что могло относиться
только к Г., поскольку по грамматич. традиции новые буквы должны были иметь
новые формы, новые названия и значения. Кроме этих теоретич. соображений
особый характер формы букв Г. м. б. обусловлен политич. ситуацией: обострившимся
противостоянием рим. папы Николая и визант. патриарха Фотия (в результате
чего папа проклял партиарха, а патриарх отлучил папу от церкви). Принимая
это во внимание, Константин Философ отказался использовать в своей слав.
азбуке формы греч. букв. чтобы не раздражать папу, тем более что Моравия
входила в сферу его влияния, латин. же буквы могли не понравиться Фотию.
Константин не только создал форму глаголич. букв. но и дал им назв., написав
первую азбучную молитву. Существование в наиб. архаичных списках азбучных
молитв двух строк для буквы «х» и трех строк для буквы «и» соответствует
буквенному составу Г., а не кириллицы. Кроме того, изучение совр. диалектов
славян Солунского края показало, что Г. в гораздо большей степени, чем
кириллица, подходила для передачи родного для Константина Философа солунского
диалекта, а, судя по житиям, Константин создал азбуку и начал переводить
Евангелие еще в Солуни до отъезда в Моравию. До сих пор в диалектах Солунского
края различают два разных «ы», восходящих к разным источникам: есть мягкое
смычное «г»; не различаются звуки, обозначаемые в кириллице буквами «я»
и «ять». Все эти особенности солунского диалекта нашли отражение и в составе
глаголич. азбуки, и в графике древнейших глаголич. памятников. По-видимому,
само название «кириллица» относилось первоначально к глаголич. азбуке -
в одной из рус. рукописей, переписанной в Новгороде в 1047 Упырем Лихим,
кириллицей называется именно глаголич. письмо. Лит.: Селищев А.
М. Старославянский язык. М., 1951; Сказания о начале с лав. письменности.
М., 1981; Появление письменности в ср.-век. Европе // История лингвистич.
учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С. 11-55; Хабургаев Г. А. Старославянский
язык. М., 1986; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуке. М., 1988.