ГИППИУС Зин. Ник. (в
замужестве - Мережковская) (1869-1945) - поэт, прозаик, критик, драматург,
публицист, обществ. деятель. Род. в Тульской губ., в семье юриста. В 1889
вышла замуж за Д.С. Мережковского, к-рый годом ранее способствовал ее поэтич.
дебюту в ж. «Северный вестник», вошла в круг писателей-символистов. В 1890-е
гг. Г. сотрудничала активно в «Сев. вестнике», а также в др. журналах неомодернистской
ориентации: «Мир искусства», «Весы»; выступала как прозаик, поэт, критик
(псевд. Антон Крайний). Стих. 90-х гг. стали поэтич. манифестами раннего
символизма («Песня», «Посвящение» и др.). В квартире Г. и Мережковского
в т.н. «доме Мурузи» на Литейном просп. возникает известный в столице лит.
салон. В кон. 90-х гг. Г. увлекается обществ.-религ. деят-ностью, отстаивая
и пропагандируя вместе с мужем идеи «обновленного христианства»: «охристианивание»
мира, «освящение» плотского наравне с духовным и т.д. В творчестве Г. ее
искания выразились, в частности, в попытке создания «новой молитвы» (стих.
«Нескорбному учителю», «За Дьявола Тебя молю, Господь...», «Христу» и др.).
В 1901 Г. - один из инициаторов Религ.-философ. собраний, в 1904 - фактич.
ред. ж. «Новый Путь». После рев. событий 1905 обращается к полит. проблемам,
связывая их с надеждой на «религиозную общественность». В 1906-08, во время
первого длит. пребывания во Франции (до этого Г. и Мережковский совершили
неск. заграничных поездок), Г. пишет филос.-публицистич. работы, посв.
проблемам насилия и власти. После возвращения в Россию Г. публикует два
ром. из задуманной трил., в к-рой намеревалась показать «галерею обществ.
типов» России на рубеже веков («Чертова кукла», 1911; «Роман-царевич»,
1912). В 1914-17 салон Мережковских на Сергеевской ул. играл заметную роль
в обществ. и худож. жизни Петрограда. Восторженно принявшая Февр. рев-цию,
Г. после событий Октября оплакала ее крушение и прокляла «новую власть»
(сб. «Последние стихи», 1918). В кон. 1919 Г. и Мережковский бегут из Петрограда,
в 1920 нелегально переходят польскую границу. До июля 1920 Г. живет в Минске,
Вильно, Варшаве; участвует в орг-ции изд-ва «Свобода», пишет полит. стихи
и публицистику. Летом Г. и Мережковский уезжают в Париж. В 10-е - 20-е
гг. уделяет много сил и времени полит. деят-ности, пытаясь организовать
бойкот Сов. России. Сотрудничает в эмигрантских изд. (в ж. «Совр. записки»,
«Иллюстриров. Россия», газ. «Общее дело», «Последние новости», «Звено»,
«Руль» и др.), учреждает ж. «Новый корабль», организует лит.-филос. об-во
«Зеленая лампа», в 1928 участвует в Белградском конгрессе писателей в изгнании.
В эмиграции Г. опубл. поэтич. кн. («Стихи. Дневник 1911-21», 1922; «Сияния»,
1938), мемуары («Живые лица», 1925), петрогр. дневники («Синяя книга»,
1928), работала над кн. «Дмитрий Мережковский». Для современников Г. была
воплощением идеала женщины, сложившегося в эстетике рус. декадентства.