РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГЕРШЕНЗОН Мих. Осипович

ГЕРШЕНЗОН Мих. Осипович

ГЕРШЕНЗОН Мих. Осипович ГЕРШЕНЗОН Мих. Осипович (1869-1925) - историк рус. лит-ры и обществ. мысли, философ, публицист. Вышел из мещанско-купеч. евр. семьи; гимназич. образование получил в Кишиневе. В 1887-89 учился в Берлине, а затем - на ист.-филол. ф-те Моск. унта. Молодость Г. исполнена трудов, напряженной умственно-духовной жизни и мат-льных лишений - об этом свидетельствует его кн. «Письма к брату» (1927). В 1895 опубл. работа Г. «"Афинская полития" Аристотеля и "Жизнеописания" Плутарха» (в 1893 удостоена Зол. медали). По окончании ун-та много работает в обл. педагогики, истории рус. лит-ры и освободит. движения. Г. первым подошел к изучению мн. ценнейших архивных мат-лов (архив декабриста М.Ф. Орлова и его семьи, А.И. Герцена и Н.А. Тучковой-Огаревой), приобрел в 1899 в Берлине пушкинские мат-лы (на средства книгоиздателя К.Т. Солдатенкова). На осн. не известных ранее архивных док-тов написаны многие иссл. Г., в т. ч. кн. «Грибоедовская Москва» (1914). Диапазон его интересов весьма широк: декабризм, славянофильство, западничество, многообр. направления умств. исканий рус. интеллигенции: «Социально-политич. взгляды А.И. Герцена» (1906); «История молодой России» (1908); «П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление» (1908); «Жизнь В.С. Печерина» (1910); «Ист. записки. (О рус. об-ве)» (1910); «Образы прошлого» (1912); «Декабрист Кривцов и его братья» (1914). Анализ творчества А.С. Пушкина в широком культурном контексте - в кн. «Мудрость Пушкина» (1919) и «Статье о Пушкине» (1926). Как методик и пушкинист Г. опирался на интуицию и «вчувствование» в эпоху и творчество писателя. Издавал серии томов «Рус. Пропилеи» (1915-16. Т. 1-4, 6) и «Новые Пропилеи» (1923. Т.1), содержавшие публикации ист.-лит. мат-лов. Мировоззрение Г. оформилось в духе «религ. народничества», соединив традиции либерально-демократич. обществ. мысли 19 в. и нек-рые тенденции религ.-филос. мысли нач. 20 в. Сотр. в ж. «Научное слово» (1903-05) и «Вестник Европы» (1907-08), сблизившись с литераторами символист. круга. В 1909 выступил инициатором и участником сб. «Вехи», где поместил ст. «Творч. самосознание», неск. филос.-ист. трудов: «Тройственный образ совершенства» (1918), «Видение поэта» (1919), «Мечта и мысль И.С.Тургенева» (1919), «Гольфстрем» (1922), «Ключ веры» (1922), «Судьбы еврейского народа» (1922). Напряженно размышляя о судьбах культуры в кризисную эпоху, мечтал о духовном обновлении личности, освобождении от окаменевших доктрин и нравств. законов, о возвращении к живому, непосредств. переживанию бытия (спор с Вяч. Ивановым в кн. «Переписка из двух углов», 1921, где причудливо соединились «утопич. анархизм» и скепсис Г. в отношении культуры и цивилизации).
 

ГЕРШЕНЗОН Мих. Осипович

М.О. Гершензон