ГЕРШЕНЗОН Мих. Осипович (1869-1925) - историк рус. лит-ры и обществ. мысли, философ, публицист.
Вышел из мещанско-купеч. евр. семьи; гимназич. образование получил в Кишиневе.
В 1887-89 учился в Берлине, а затем - на ист.-филол. ф-те Моск. унта. Молодость
Г. исполнена трудов, напряженной умственно-духовной жизни и мат-льных лишений
- об этом свидетельствует его кн. «Письма к брату» (1927). В 1895 опубл.
работа Г. «"Афинская полития" Аристотеля и "Жизнеописания" Плутарха» (в
1893 удостоена Зол. медали). По окончании ун-та много работает в обл. педагогики,
истории рус. лит-ры и освободит. движения. Г. первым подошел к изучению
мн. ценнейших архивных мат-лов (архив декабриста М.Ф. Орлова и его семьи,
А.И. Герцена и Н.А. Тучковой-Огаревой), приобрел в 1899 в Берлине пушкинские
мат-лы (на средства книгоиздателя К.Т. Солдатенкова). На осн. не известных
ранее архивных док-тов написаны многие иссл. Г., в т. ч. кн. «Грибоедовская
Москва» (1914). Диапазон его интересов весьма широк: декабризм, славянофильство,
западничество, многообр. направления умств. исканий рус. интеллигенции:
«Социально-политич. взгляды А.И. Герцена» (1906); «История молодой России»
(1908); «П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление» (1908); «Жизнь В.С. Печерина»
(1910); «Ист. записки. (О рус. об-ве)» (1910); «Образы прошлого» (1912);
«Декабрист Кривцов и его братья» (1914). Анализ творчества А.С. Пушкина
в широком культурном контексте - в кн. «Мудрость Пушкина» (1919) и «Статье
о Пушкине» (1926). Как методик и пушкинист Г. опирался на интуицию и «вчувствование»
в эпоху и творчество писателя. Издавал серии томов «Рус. Пропилеи» (1915-16.
Т. 1-4, 6) и «Новые Пропилеи» (1923. Т.1), содержавшие публикации ист.-лит.
мат-лов. Мировоззрение Г. оформилось в духе «религ. народничества», соединив
традиции либерально-демократич. обществ. мысли 19 в. и нек-рые тенденции
религ.-филос. мысли нач. 20 в. Сотр. в ж. «Научное слово» (1903-05) и «Вестник
Европы» (1907-08), сблизившись с литераторами символист. круга. В 1909
выступил инициатором и участником сб. «Вехи», где поместил ст. «Творч.
самосознание», неск. филос.-ист. трудов: «Тройственный образ совершенства»
(1918), «Видение поэта» (1919), «Мечта и мысль И.С.Тургенева» (1919), «Гольфстрем»
(1922), «Ключ веры» (1922), «Судьбы еврейского народа» (1922). Напряженно
размышляя о судьбах культуры в кризисную эпоху, мечтал о духовном обновлении
личности, освобождении от окаменевших доктрин и нравств. законов, о возвращении
к живому, непосредств. переживанию бытия (спор с Вяч. Ивановым в кн. «Переписка
из двух углов», 1921, где причудливо соединились «утопич. анархизм» и скепсис
Г. в отношении культуры и цивилизации).