ГЕРАСИМОВ Сер. Аполлинариевич (1906-85) - режиссер, сценарист, актер кино, педагог, с 1946 - проф.
ВГИКа, где вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую (совм.
с Т. Макаровой). Д-р иск-ведения, акад. Академии пед. наук. Учился в Ленингр.
худ. уч-ще, в 1928 окончил актерское отд-ние Ленингр. ин-та сценич. иск-в.
В кино с 1924 как актер, а затем ассистент реж. Снимался во мн. ф. Г. Козинцева
и Л. Трауберга: шпик в ф. «Мишки против Юденича» (1925), человек-вопрос
(«Чертово колесо», 1926), чиновник («Шинель», 1926), провокатор Медокс
(«С.В.Д.», 1927), журналист («Новый Вавилон», 1929), пред. сельсовета («Одна»,
1931), меньшевик из ф. Ф. Эрмлера «Обломок империи» (1929) и др. Актерские
работы Г. отличаются предельной достоверностью, остротой и выразительностью
внеш. рисунка. Первое обращение Г. к кинорежиссуре относится к 1930: ф.
«Двадцать два несчастья» (совм. с С. Бартеневым). Затем - «Сердце Соломона»
(совм. с М. Красиным, 1932), «Лес» (1933), «Люблю ли тебя» (1934). Первым
значит. произв. Г. в звук. кино стал ф. «Семеро смелых» (1936, сценарий
Г. совместно с Ю. Германом, диплом Междунар. выставки в Париже, 1937).
Затем последовали «Комсомольск» (1938, где Г. сыграл эпизодич. роль диверсанта)
и «Учитель» (1939). В годы войны Г. снимает сюжеты для «Боевых киносборников»,
совм. с М. Калатозовым ставит ф. «Непобедимые» (1942) и по собств. сценарию
- ф. «Большая зима» (1944). В 1944-46 Г. возглавляет Центральную студию
док. фильмов, впоследствии создает док. ф. «Освобожденный Китай», «Новый
Пекин» и др. Осуществил постановку ф. по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»
(2 сер., 1948, нов. ред. - 1963), в ролях - студенты ВГИКа С. Бондарчук,
И. Макарова и др. Вехой в творч. биографии Г. стал ф. «Тихий Дон» (Эсер.,
1957-58, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1958, поч. диплом Гильдии реж.
США лучшему иностр. ф., 1960) - вторая в сов. кино экранизация М. Шолохова.
В ф. «Люди и звери» (1962) Г. выступил как автор сценария, реж. и актер,
сыграв роль эмигранта кн. Львова-Щербацкого. По собств. оригинальным сценариям
сняты ф. Г. «Журналист» (1967, гл. приз на МКФ в Москве, 1967), «У озера»
(1969, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1970). В ф. по сценарию А. Волошина
«Дочки-матери» (1974) исполнил одну из гл. ролей. На осн. спектакля (реж.
Г.) создал многосерийный т/ф по ром. Стендаля «Красное и черное» (1976,
вып. - 1977). В последние годы жизни Г. обратился к постановке ист. ф.:
дилогия «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1981) по ром. А.Н.
Толстого «Петр I». В 1984 снял по собств. сценарию ф. «Лев Толстой» (2
сер., гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1984) и исполнил в нем гл. роль.
В 1987 ученики Г., реж. Р. и Ю. Григорьевы, сняли ф.-воспоминание о Г.
«Жизнь одна» (к/ст им. Горького). Творч. лаб. реж. Г. прослежена в док.
полнометр. ф. «О кино, кино!» (автор сценария и реж. М. Меркель, оператор
Б. Лисицкий, Свердловская к/ст.).
Соч.: Жизнь, фильмы,
оперы: (Страницы автобиографии...). М., 1971; По старшинству мыслей (интервью)
// Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981; Собр. соч.: В 3 т. М.,
1982-84; Лев Толстой: Киносценарий
// Иск-во кино. 1984. № 1-2.
Лит.: Муратов Л. Сергей
Герасимов // Актеры сов. кино. Л., 1968. Вып. 4. С. 45-55 (с фильмогр.);
Меркель М. О кино, кино!: Киносценарий // Меркель М. Портреты. М., 1976.
С. 89-137.