ГЕКЗАМЕТР (от греч.
-
шестимерный)
- один из трех гл. размеров классической античной квантитативной метрики;
6-стопный дактиль, в к-ром стопы 1-4 могут заменяться стопами спондея;
цезура, расположенная в пределах 3-й стопы, делит стих на два полустишия.
В античной поэзии Г. самый употребит. размер: эпос, идиллия, гимны, сатиры,
послания, в сочетании с пентаметром (элегич. дистих) - элегии и эпиграммы.
На рус. почве первую попытку метрич. имитации др.-греч. Г. предпринял Мелетий
Смотрицкий в «Грамматике» (1619). В рус. силлаботонич. стихе Г. представляет
собой белый (нерифмованный) 6-иктный дольник с жен. окончанием и цезурой
после 3-го икта: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» («Илиада»
в пер. Н. Гнедича). Г. был первым дольниковым размером, освоенным рус.
поэзией; в таком виде описан в «Новом и кратком способе к сложению российских
стихов» (1735) и использован в «Аргениде» (1751) и «Телемахиде» (1766)
В. К. Тредиаковским, давшим ему название «дактило-хореический Г.» (в соответствии
со стопной теорией односложные междуударные интервалы интерпретировались
как замена стоп дактиля стопами хорея). Вслед за Тредиаковским «рус. Г.»
разрабатывали: А. Востоков, А. Радищев, А. Воейков, А. Мерзляков, Н. Гнедая,
А. Дельвиг, В. Жуковский, б.ч. в переводах и подражаниях, а также в оригин.
стихотворениях на античные темы. В сер. 19 в. Г. утрачивает былую популярность,
упрощается до правильного 6-стопного дактиля (И. Никитин, Н. Минский) и
обретает рифму (Я. Полонский). Интерес к Г. (дактилохореическому и правильному
6-стопному дактилю) ненадолго возрождается в нач. 20 в. (К. Бальмонт, Г.
Шенгели и др.). В совр. поэзии Г. используется почти исключительно в пер.
античных авторов.