ГАВОТ (франц. gavotte,
от прованс. gavoto - танец гавотов, жителей обл. Овернь во Франции) - старинный
франц. нар. танец в умеренном темпе на 4/4 или 2/2, часто с затактом в
2/4. С 17 в. Г. стал придворным танцем, полным кокетливой грациозности;
включался в оперы-балеты (Ж.Б. Люлли) и, в качестве отд. части, в сонаты
и сюиты. В 18 в. Г. приобрел подвижный темп и трехчастную репризную форму.
В России получил известность на ассамблеях Петра I, но не был столь популярен,
как менуэт. Чайковский опоэтизировал Г. в «Танце баронесс» из балета «Спящая
красавица» и орк. сюите № 1. В 20 в. возрождение Г. связано с неоклассицистскими
тенденциями в комп. творчестве. Традицию рус. балетных Г. продолжили Глазунов
в «Барышне-служанке», Прокофьев в «Ромео и Джульетте» и «Золушке». Орк.
Г. есть в музыке Танеева (Концертная сюита для скр.), Прокофьева (Симфония
№ 1 «Классическая»), Шостаковича (Балетная сюита № 3); Г. для фп. - у Глазунова,
Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и др.