РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
2) В музыке Г. - это закономерное сочетание тонов в их одновременном звучании, учение о правильном построении созвучий в композиции. В более широком смысле Г. означает благозвучие, стройность и приятность звуков.
3) Наряду с ладом Г. - специфич. средство муз. языка. Применяется в обл. структурирования выразит. средств, становясь одной из составляющих звуковысотного аспекта муз. системы. «Сочетания муз. звуков бывают двоякие: такие, в к-рых звуки следуют один за другим, и такие, в к-рых они слышатся одновременно. Сочетания первого рода называются мелодией, сочетания второго рода - гармонией» (П. Чайковский). В соотношении звуковысоты муз. ткань характеризуется двумя осн. координатами: вертикалью (одновр. звучанием тонов) и горизонталью (последованием тонов друг за другом). Связи тонов по горизонтали реализуют мелодич. отношения; связи тонов по вертикали - отношения гармонические. Г. - система отношений тонов в их одновременном звучании, система созвучности.
Осн. конструктивный элемент гармонической системы - комплекс звуков. В простейшем виде это интервал, в б. сложном - созвучие, к-рое в процессе эволюции муз. яз. предстает в самых разл. модификациях. Формы созвучий многообразны: аккорды терцового строения, аккорды нетерцового строения (напр., квартаккорды), кластеры и др. Главенствующее положение в музыке занимают аккорды терцовой структуры, ставшие символом «золотого века» Г. от барокко до позднего романтизма и не утратившие своего значения до наших дней. Это имеет акустич. обоснование: 6 нижних тонов натурального звукоряда, образующегося звучанием обертонов одной струны, входят в состав мажорного трезвучия, а 10 нижних тонов образуют доминантовый нонаккорд. Это показывает, что терцовая закономерность сочетания звуков в Г. заложена в самой физической природе образования звука. Сопряжение и взаимодействие мелодии и Г. сообщают музыке энергетич. импульс. Ведущая роль при этом может принадлежать то мелодии, то Г., что всегда стилистически обусловлено. Связь Г. и фактуры выражается в удвоении и регистровом расположении аккордовых звуков, в гармонической (или мелодической) фигурации, а в оркестровых и камерных сочинениях - в их инструментовке. Связь Г. и ритма выражается не только в ритмич. фигурации, но и в гармонич. пульсации, ритме смен гармоний.
Закономерности Г., как явления, разворачивающегося во времени, в полной мере выявляют себя в муз. форме, что можно видеть на следующих структурных уровнях: аккорды; гармонич. обороты; гармонич. пульсация; тональный план, т.е. последование тональностей, определяемое модуляционным движением.
Первые представления о Г. возникли в недрах теории музыки во времена Др. Греции. Основания Г. как науки были заложены в учении Дж. Царлино в 16 в. Этапы развития учения о Г. связаны с трудами Рамо в 18 в.; в 19 в. - Ш.С. Кателя, Ф.Ж. Фетиса, Ф.О. Геварта, Ф.Э. Рихтера; в 20 в. - Г. Римана, Э. Курта, Ш. Кеклена, Ю. Хоминьского; композиторов А. Шенберга, П. Хиндемита, О. Мессиана и др.
В рус. музыкознании учение о Г. развивается в тесной связи с композиторским творчеством. Первые значит. труды по Г. (учебники) были написаны Чайковским и Римским-Корсаковым. Вопросы Г. затрагивались в статьях Г.А. Лароша, А.Н. Серова, В.В. Стасова. Важный этап в изучении Г. - работы ученых и композиторов А.С. Аренского, Р.М. Глиэра, Я. Витола, Н.А. Губерта, В.А. Золотарева, М.М. Ипполитова-Иванова, А.К.Лядова, Л.М. Рудольфа, Н.А. Соколова, Н.Ф. Соловьева, М.О. Штейнбераидр. Значит. вклад в теорию Г. сделан Г.Л. Катуаром, И.В. Способиным, Ю.Н. Тюлиным, А.С. Оголевцом, Б.Л. Яворским, В.В. Протопоповым, Н.А. Гарбузовым, С.С. Скребковым, В.О. Берковым, А.Ф. Мутли, Н.Г. Привано, П.Б. Рязановым и др. Современные представления о Г. как науке связаны с трудами Ю.Н. Холопова, Т.С. Бершадской, Ю.Г. Кона, В.М. Цендровского и др.
4) Г. - то же, что гармоника, гармонь.
Лит.: Рихтер Э. Учебник гармонии. СПб., 1868; Чайковский П.И. Рук-во к практическому изучению гармонии: Учебник. М., 1872; Римский-Корсаков Н.А. Учебник гармонии. Ч. 1-2. СПб., 1884-85; Его же. Практич. учебник гармонии. СПб., 1886; Риман Г. Систематич. учение о модуляции, как основа учения о муз. М.; Лейпциг, 1898; Кастальский А.Д. Особенности нар.-рус. муз. системы. М.; Пг., 1923; Катуар Г. Теоретич. курс гармонии. Ч. 1-2. М., 1924-25; Гарбузов Н.А. Теория многоосновности ладов и созвучий. Ч. 1-2. М., 1928-32; Берков В.О. Гармония: Учебник. Ч. 1-3. М., 1962-66; Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. Т. 1. Основные проблемы гармонии. М., 1966; Гуляницкая Н. С. Введение в совр. гармонию. М., 1984; Бершадская Т. С. Гармония как эл-т муз. системы. СПб., 1997.