РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГАРМОНИКА, гармонь, гармония

ГАРМОНИКА, гармонь, гармония

ГАРМОНИКА, гармонь, гармония ГАРМОНИКА, гармонь, гармония (от греч. - созвучный, стройный, гармоничный) - родовое назв. клавишно-пневматических муз. инструментов, звуки к-рых образуются от колебаний т. н. проскакивающих металлич. язычков при подаче на них воздуха. Имеет множество разновидностей:

1) Губная Г. - коробочка длиной 15-20 см, внутри разделенная на ячейки (канальцы), куда вмонтированы язычки. Звуки рождаются при подаче воздуха на канальцы непосредственно губами. Сконструирована в 1821 в Берлине 16-летним Х.-Ф. Бушманом. В России губная Г. стала дет. игрушкой и почти исчезла из обихода; в наст. время ее используют при исполнении песен в стиле «кантри».

2) Г. ручная (гармонь, гармошка) - самый популярный в России муз. инструмент. Изобретена в Вене Ф. Дамианом в 1829. Первые известия о распространении Г. в рус. крестьянской среде относятся к сер. 19 в. Г. состоит из двух полукорпусов, соединенных гофрированным мехом. На правом полукорпусе - мелодические клавиши (чаще в виде кнопок), на левой - клавиатура для басов и «готовых», т. е. вызываемых одной клавишей, аккордов аккомпанемента. Клавиши приводят в движение клапаны, открывающие доступ воздуха к соответствующим язычкам (голосам). Последние прикреплены к планкам с прорезями, причем в двух комплектах, с обеих сторон планки. В зависимости от состава этих комплектов голосов, их размещения на планке и движения воздуха одна и та же мелодич. клавиша может давать на сжим и разжим меха либо два разных звука (Г. т. н. «немецкого» и «русского» строев), либо один и тот же звук (такова механика самой распространенной сейчас хроматич. Г. - «хромки»). В дерев. среде на Г. исполнялись плясовые наигрыши, аккомпанемент к частушкам. Необыкновенно сильное увлечение гармонью держалось в России б. 100 лет. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. значит. виртуозности и выступали в концертах (П.Е. Невский, Я.Ф. Орланский-Титаренко и др.). Популярность Г. привела к созданию областных модификаций Г. (тульская, саратовская, касимовская, белобородовская, череповка, «черепашка» и пр.). Широкое распространение Г. в России сделало ее нар. инструментом и - наряду с балалайкой и гуслями - одним из муз. символов России. Чайковский ввел Г. в состав симф. оркестра (2-я сюита). Стравинский и Шостакович использовали в своих соч. характерные для аккомпанемента на Г. гармонич. обороты (в балете «Петрушка»), Возникает спец. лит-pa для хроматической Г. - баяна, в т.ч. в жанре сонаты (две сонаты для баяна Н.Я. Чайкина, 1944, 1964), игра на баяне становится предметом преподавания в консерваториях, возникает школа баянистов-концертантов (Ю.И. Казаков, А.И. Полетаев и др.). Однако вплоть до кон. 20 в. в деревне немало людей стремятся перенять игру на Г. традиционно фольклорным путем.

3) Среди других разновидностей Г. - ножная Г., или фисгармония, с клавиатурой, как у фп., и подачей воздуха от мехов, приводимых в движение ногами (разновидность маленького органа); «мелодика», в к-рой игра на клавишах осуществляется, как в ручной Г., а подача воздуха происходит непосредственно дыханием; аккордеон с клавиатурой для правой руки по типу фп. и др.

Лит.: Новосельский А.А. Книга о гармонике. М.; Л., 1939; Благодатов Г. И. Рус. гармоника. М., 1960; Мире к A.M. Из истории баяна и аккордеона. М., 1967; Его ж е. Справочник по гармоникам. М., 1968.

ГАРМОНИКА, гармонь, гармония

Гармонь двухрядная "хромка"