РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
После Окт. рев-ции Г. работает в Моск. кинок-те, один из организаторов Госкиношколы (1919; ныне ВГИК). Участвовал в создании нового киножанра агитфильма, смело вводил док. съемку («Девяносто шесть», «Серп и молот», «Голод... голод... голод...», «Особняк Голубиных»). Одним из первых ф.-спектаклей сов. кино была поставленная им «Железная пята» (1919, по ром. Д. Лондона, инсцениров. в Т-ре рев. сатиры, реж. Г. и В. Пудовкин). Г. пытался также воплотить на экране символич. «красную» драму: «Поединок» («Последняя ставка мистера Энниока», 1922, по мотивам А. Грина); «Призрак бродит по Европе» (1922, но мотивам Э. По); «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А. Луначарского). Опираясь на традиции старой театр. и кинематографич. школы, Г. стремился создать и развлекат. кинорепертуар, в сер. 20-х гг. снимая мелодрамы (в т.ч. и «черные» - «Крест и маузер», «Медвежья свадьба»), детективы («Четыре и пять», «Золотой запас»), ист.-биографич. фильмы (т.н. костюмные - «Поэт и царь», «Кастусь Калиновский»). Мн. из них имели успех у зрителя, но не у критики и авангардной режиссуры. С нач. 30-х гг. Г. вернулся к актер. профессии. Приход звука помог ему полноценно реализовать перед камерой незаурядный дар психологич. перевоплощения. Лучшие роли Г. - в ф. «Встречный» (1932, реж. Ф. Эрмлер и С. Юткевич), «Иудушка Головлев» (1934, реж. А. Ивановский), «Крестьяне» (1935, реж. Ф.Эрмлер). Нар. артист СССР (1947).
Соч.: Воспоминания: В 2 т. М., 1945-52; Жизнь и труд артиста. М., 1960.
Лит.: Иезуитов Н. Гардин. 10 лет. М., 1940; Ждан В. Нар. артист СССР В.Р. Гардин. М., 1951.