ГАЛЕРЕЯ (франц. galerie)
- 1) Длинное узкое крытое светлое помещение или часть здания, реже - отд.
сооружение, ограниченное (обычно с одной из продольных сторон) колоннами,
столбами или аркадой; также длинный балкон, проходящий вдоль здания. Часто
Г. соединяют разновременные части здания или центральной объем и флигеля
(классич. композиция рус. усадебного дома). В рус. архитектуре Г. часто
делались застекленными. Г. назывался также очень большой зал со множеством
окон-дверей, расположенный вдоль анфилады (Светлая Г. Растрелли в Екатерининском
дворце). В отличие от др. типов дворцового интерьера, Г. может быть дугообразной
в плане или изгибаться под углом. Др. важное отличие Г. - необходимость
движения вдоль нее для ее восприятия, невозможного в полной мере с одной
точки. Поэтому Г. в замках и дворцах либо оформляли сюжетными сериями картин
(напр., в России - Чесменская Г. Гатчинского дворца), шпалер или скульптур,
либо использовали для размещения коллекций картин, статуй и др. произв.
иск-ва, связанных между собой только их расположением и соединением в одном
помещении, - отсюда перенос значения слова «Г.» на любые собрания худож.
произв. в помещениях разл. формы. Г. получили в России широкое распространение
в архитектуре барокко и классицизма, старейшими из существующих являются
Г. дворца Петра I «Монплезир» в Петергофе. В виде Г. строились также самостоятельные
парковые павильоны, в к-рых прогуливалась публика, защищенная от дождя
и солнца: мраморная пристань - Г. со статуей Венеры в Летнем саду времен
Петра I, не сохр.; знаменитая Камеронова Г. в Царском Селе, Сибирская мраморная
Г. (Палладиев мост) - там же. 2) В т-ре - верхний ярус зрит. зала (галерка),
долгое время не имевший сидячих мест; иногда также места, кругообразно
располож. вокруг лож. 3) На кораблях - балкон вокруг кормы судна, предназначенный
для капитана или адмирала. 4) Перен.: длинный ряд, вереница (напр., Г.
лит. героев).