РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГАЙДАР Арк. Петр.

ГАЙДАР Арк. Петр.

ГАЙДАР Арк. Петр. ГАЙДАР Арк. Петр. (наст. фам. Голиков) (1904-41) - писатель. Род. в семье учителя, участника 1-й мир. войны, детство провел в г. Арзамасе. В 13 лет включился в деят-ность рев. подполья, в 14 уходит добровольцем в Красную Армию. В 15 лет он уже командует ротой, затем - полком. Окончив Киевские пехотные курсы и Высшую стрелковую школу в Москве, пытался поступить в Академию Ген. штаба, но был признан негодным для воен. службы из-за тяжелого нервного заболевания. В течение двух лет Г. пытался остаться в армии и демобилизовался только в 1924. К этому моменту относится начало лит. творчества. Первая повесть «В дни поражений и побед» (1925), основанная на автобиографич. мат-ле, успеха не имела. Б. удачным оказался рассказ «РВС» (1926), в работе над к-рым молодому автору помог К. Федин. С 1925 работает журналистом в Перми, Архангельске, Владивостоке, пишет прозу. Широкую известность ему приносит автобиографич. повесть «Школа» (1930) о событиях гражд. войны. С 1932 живет преимуществ. в Москве. В 30-е гг. Г., окончательно утвердившийся в своей «детской» писательской «специализации», пишет свои лучшие произведения - «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Голубая чашка» (1936), «Судьба барабанщика», «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940). В 1941 Г. - воен. корр. «Комсомольской правды», погиб в бою близ г. Канева на Украине.

В годы Советской власти Г. - человек-легенда. Романтическому мифу о Г., однако, противоречит его реальный облик - нервного, ранимого человека, мучимого комплексом вины (ср. дневниковую запись «Снились люди, убитые мною в детстве») и крайне болезненно реагирующего на критику своих произведений. Стиль Г. в разное время характеризовали то как реалистич., то как романтич. Светлый и прекрасный, но крайне хрупкий мир в произв. Г. требует от героев жертвенного порыва, подвига.

Много общаясь с детьми, Г. держался с ними на равных; он искренне полагал, что не может быть тем, недоступных для детей, - неслучайно педагоги подвергли критике рассказ «Голубая чашка», в центре к-рого - семейный разлад. На протяжении всей жизни Г. сохранял в себе «детские» черты - любовь к розыгрышам и веселым проделкам. Романтическая утопия Г. плохо выдерживала соприкосновение с жизнью. Сюжет повести «Тимур и его команда», где дети бескорыстно помогают всем нуждающимся в поддержке, превращая эту помощь в увлекательную игру, в реальной жизни был превращен в пародию: «тимуровское движение» постепенно выродилось в формальное мероприятие.

Соч.: Собр. соч.: В 4 т. М., 1979-1982.

Лит.: Путилова Е.О. О творчестве А.П. Гайдара: Очерки. Л., 1960; Фраерман Р. Любимый писатель детей. М., 1964; Гайдар Т.А. Голиков Аркадий из Арзамаса: Документы. Воспоминания. Размышления. М., 1988; Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. № 4.

ГАЙДАР Арк. Петр.

А.П. Гайдар