РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ГАЙДАЙ Леон. Иович

ГАЙДАЙ Леон. Иович

ГАЙДАЙ Леон. Иович ГАЙДАЙ Леон. Иович (1923-93) - кинореж. Окончил театр-студию при Иркутском обл. драм. т-ре (1947) и ВГИК (1953, мастерская Г.В. Александрова). В 1958 пост. кинопамфлет «Жених с того света». Вышедший вскоре после «Карнавальной ночи» Э. Рязанова, ф. способствовал возрождению и развитию комедийного жанра. Режиссерская деят-ность Г. в 1960-е гг. проходит в русле характерных для всего мирового кинематографа этого времени попыток возрождения Золотого века комедии, к-рые, за редким исключением, ни к чему не приводили. Однако Г. удалось совместить казалось бы несовместимое: оставаясь внутри своего времени, времени «положений абсурда», с блеском использовать «смеховую машинерию» Золотого века комедии. Для режиссуры Г. характерны легкость, остроумие, выверенная ритмичность, эксцентрика. Кинокритики усматривали в его ф. многочисл. элементы «немой» комич. пантомимы. Эти особенности свойственны и последующим ф. Г.: «Пес Барбос и необыкновенный кросс» (1961), в к-ром впервые появляются актерские «маски», ставшие постоянными, и «Самогонщики» (1962). Гротесковые элементы пронизывают сюжет ф. «Деловые люди» (по О. Генри, 1963). Г. становится признанным мастером внешнего, живописного рисунка образа. Очередной ступенькой в освоении жанра для Г. стала картина «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965, одна из новелл в ф. - «Наваждение» - в этом же году получила приз МКФ). «Кавказская пленница» (1967) уже целиком строится на использовании актерских масок и трюковых погонь. По сути, это первая полнометражная комедия Г. и последняя, в к-рой участвовала знаменитая «тройка - актерская маска»: Ю. Никулин, Е. Моргунов и Г. Вицин. «Бриллиантовая рука» (1968) - комедия, пародирующая детектив. С ф. «Двенадцать стульев» (1971, по роману И. Ильфа и Е. Петрова) в творч. Г. началась длительная полоса экранизаций: «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич»), «Не может быть!» (1975, по рассказам М. Зощенко), «Инкогнито из Петербурга» (1979, по комедии Н. Гоголя «Ревизор»). «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» (1992) - последняя комедия Г. и интересная попытка выдающегося мастера сделать кино прежде всего за счет использования своих «фирменных» трюков и гэгов исключительно по правилам советской мифологии.

Из ф. Г. в современную русскую речь вошло рекордное количество крылатых фраз и выражений (из одного лишь ф. «Бриллиантовая рука» - более сотни). Многие песни из ф. Г. стали чрезвычайно популярными. В качестве автора или соавтора сценариев своих ф. Г. награжден Гос. премией (1970). Среди др. ф.: «Трижды воскресший» (1960); «За спичками» (1980); «Спортлото-82» (1982); «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1990).

Лит.: Фролов И. В лучах эксцентрики. М., 1991.