РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФЁДОРОВ Ник. Фед.

ФЁДОРОВ Ник. Фед.

ФЁДОРОВ Ник. Фед. ФЁДОРОВ Ник. Фед. (1828-1903) -философ, религ. мыслитель, один из основателей рус. космизма. Учился в одесском Ришельевском лицее, работал библиотекарем в Румянцевской б-ке в Москве, был «идеальным библиографом» и эрудитом, вел аскетич. образ жизни (никогда не имел даже теплого пальто), считал славу и популярность проявлениями бесстыдства, вследствие чего никогда не стремился к публикации своих произв. Опубл. только неск. ст. Под псевдонимом сб. его произв. «Философия общего дела» был опубл. после смерти Ф. его друзьями. Одним из первых Ф. стал утверждать, что человеч. разум порождается эволюцией как сознательное орудие для ее дальнейшего развития. Он поставил вопрос о необходимости сознательно-управляемого этапа эволюции. Кратко федоровскую программу можно выразить следующим образом: осуществление регуляции природы человеком с послед. воскрешением предков, т. к. в противном случае человеч. жизнь не будет иметь смысла. Этот императив должен быть осуществлен путем превращения слепых, разрушит. смертоносных сил природы в созидат. и живописные орудия человечества, ведущие к общему братству.

В концепции Ф. содержится своеобразное «психоаналитич.» обоснование его воскресительного проекта. В онтологич. глубине человека имеется фундамент. первокомплекс, слагающийся из двух тесно связ. эл-тов: стыд «начала» (сфера пола) и страх «конца» (смерти). Именно энергия этого первокомплекса, по мнению Ф., обеспечивает действие воскресительного императива, представляющего собой первичный нравств. импульс человека. Ф. связывал свое учение с христ-вом, особенно с православием как религией, придающей особое значение идее воскресения и вечной жизни. Осуждая пассивное стремление к потусторон. (трансцендентному) бытию, к-рое он считал господствующим в среде верующих христиан, и желая подчеркнуть свою к нему непричастность, Ф. называл свое учение активным христ-вом. Он считал, что Евангелие имеет космич. смысл, представляя собой призыв к активному преображению мира, заключающего в своей сердцевине смерть, в мир божественно-бессмертный (Царство Небесное). По мнению Ф., Божеств. воля, направл. на преображение мира, действует через человека, к-рый должен стать ее разумным и свободным носителем.

Ф. считал условными апокалиптич. пророчества. По его мнению, они должны были осуществиться в том случае, если люди не опомнятся и не объединятся для выполнения воскресит. проекта. Задуманное им воскрешение он называл имманентным, в противоположность ожидаемому христианами трансцендентному воскресению в результате второго пришествия Христа.

Соч.: Философия общего дела: В 2 т. Верный; М., 1906-1913. (Соч. М., 1982).

Лит.: Флоровский Г. Пути русского богословия... Вильнюс, 1991. С. 322-331.