РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В концепции Ф. содержится своеобразное «психоаналитич.» обоснование его воскресительного проекта. В онтологич. глубине человека имеется фундамент. первокомплекс, слагающийся из двух тесно связ. эл-тов: стыд «начала» (сфера пола) и страх «конца» (смерти). Именно энергия этого первокомплекса, по мнению Ф., обеспечивает действие воскресительного императива, представляющего собой первичный нравств. импульс человека. Ф. связывал свое учение с христ-вом, особенно с православием как религией, придающей особое значение идее воскресения и вечной жизни. Осуждая пассивное стремление к потусторон. (трансцендентному) бытию, к-рое он считал господствующим в среде верующих христиан, и желая подчеркнуть свою к нему непричастность, Ф. называл свое учение активным христ-вом. Он считал, что Евангелие имеет космич. смысл, представляя собой призыв к активному преображению мира, заключающего в своей сердцевине смерть, в мир божественно-бессмертный (Царство Небесное). По мнению Ф., Божеств. воля, направл. на преображение мира, действует через человека, к-рый должен стать ее разумным и свободным носителем.
Ф. считал условными апокалиптич. пророчества. По его мнению, они должны были осуществиться в том случае, если люди не опомнятся и не объединятся для выполнения воскресит. проекта. Задуманное им воскрешение он называл имманентным, в противоположность ожидаемому христианами трансцендентному воскресению в результате второго пришествия Христа.
Соч.: Философия общего дела: В 2 т. Верный; М., 1906-1913. (Соч. М., 1982).
Лит.: Флоровский Г. Пути русского богословия... Вильнюс, 1991. С. 322-331.