РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - 1) Худож. течение авангарда 1910 - 20-х гг. Получило распространение в странах Европы, особенно в Италии (Ф. Маринетти, «Манифест футуризма», 1909) и в России. В России Ф. отчетливо проявился в лит-ре (Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский и мн. др.). В изобр. иск-ве Ф. не выразился в к.-л. целостной системе, но захватил широкий круг художников (К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Филонов и др.). Ф. в России развился в период усиления демократич. настроений, во время интенсивных поисков путей развития иск-ва в среде интеллигенции. Футуристы отдали дань ист.-культ. реминисценциям, фольклору, архаике; при этом они в значит. степени отрицали культ. и нравств. ценности прошлого. После 1917 иск-во футуристов принимает агитац.-массовый характер. С сер. 20-х гг. в СССР начинается кампания по ликвидации этого течения.

2) Лит. течение, противопоставляющее себя символизму и отталкивающееся от традиц. иск-ва; разновидность модернизма. Название получил по аналогии с итальянским Ф., родоначальником к-рого был Ф. Маринетти; в то же время преемств. связь между этими течениями не носит принципиального характера. Рус. Ф. состоял из неск. групп, гл. из к-рых были эгофутуризм и кубофутуризм. Эгофутуризм возник в 1911 с появлением поэтич. брошюр И. Северянина. Северянин и его последователи К. Олимпов (К. Фофанов), Г. Иванов, Грааль Арельский (С. Петров) провозгласили культ индивидуальности («эгоизм»), интуицию как осн. худож. творчества и безграничное самоутверждение как его цель. Своими учителями считали поэтов Фофанова и М. Лохвицкую. Творчество эгофутуристов в формальном отношении отличают употребление большого кол-ва неологизмов и эпатажный характер. После разрыва Северянина с гр. (в «Цех поэтов» ушли Иванов и Петров) на роль ее рук. претендовал И. Игнатов. Свою группу создали Игнатов, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков, а также моск. эгофутуристы, группировавшиеся вокруг изд-ва «Мезонин поэзии», К. Большаков, Р. Ивнев, Б. Лавренев, В. Шершеневич. В истории лит-ры эгофутуризм остался как попытка обосновать и утвердить новый индивидуалистич. эстетизм.

Кубофутуризм организационно оформился в 1912 с появлением сб. «Пощечина общественному вкусу», к-рый открывался коллективной декларацией, подпис. Д. Бурдюком, А. Кручёных, В. Маяковским, В. Хлебниковым. Манифест провозглашал полный отказ от всей предшествующей лит. традиции и стремление обогатить яз. словотворчеством. Кубофутуристы расшатывали синтаксис, уничтожали знаки препинания (Кручёных), искали свободные ритмы, экспериментировали в области рифмы (Бурлюк, Маяковский), устанавливали связь эстетич. впечатления с почерком автора (изд. книг-автографов), утверждали необходимость затрудн. читательского восприятия, декларировали антиэстетизм (Бурлюк, отчасти Маяковский). Особое место занимали поиски по созданию «заумного» («звездного») яз., осн. на свободном словотворчестве. Большое место в лит. практике кубофутуристов играла эстрадная и гастрольная деят-ность: выступления и поездки по России с целью рекламы своего движения. К 1915-16 кубофутуризм утрачивает организац. единство, хотя отдельные выступления кубофутуристов продолжались вплоть до 20-х гг. Сб. и манифесты: «Садок судей» (1910, 1913), «Дохлая луна» (1912, 1913), «Слово как таковое» (1913), «Затычка» (1914), «Молоко кобылиц» (1914), «Рыкающий Парнас» (1914). Изд-ва: «Еуы» и «Журавль». Худож. философию кубофутуризма характеризовали конфликт личности с об-вом и стремление к переустройству миропорядка. Промежуточное положение между эго-и кубофутуризмом занимала гр. «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.).

Лит.: Кручёных А.15 лет русского футуризма. 2-е изд. М., 1922; Чуковский К. Футуристы. Пг., 1922; Петрочук О. Футуризм. Модернизм. 3-е изд. М., 1980.