РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Большое место занимает Ф. в творчестве рус. композиторов, Первая в рус. музыке хоровая Ф. написана еще до рождения Баха и принадлежит перу Н. Дилецкого (Воскресенский канон, ок. 1680). Заложенная им традиция получила развитие в жанре барочного партесного концерта в творчестве В.П. Титова, М.Д. Березовского, Д.С. Бортнянского. В форме Ф. написана интродукция из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», 1-я часть из 1-й оркестровой сюиты П.И. Чайковского. Множество фортепианных Ф. принадлежит Н.А. Римскому-Корсакову. В форме Ф. написан финал 2-го фортепианного концерта с оркестром И.Ф. Стравинского. Авторами сборников Ф., повторяющих по замыслу знаменитый сборник Баха, являются Д.Д. Шостакович, Р.К. Щедрин, С.М. Слонимский и мн. др.
В ряде случаев Ф. входит в качестве раздела (фугато) в более крупную композицию - сонату, симфонию, оперную сцену. Примерами тому в рус. музыке могут служить финалы 3-й симфонии С.В. Рахманинова, 10-й и 21-й симфоний Н.Я. Мясковского, «эпизод расстрела» во 2-й части симфонии № 11 Шостаковича и мн. др.
Муз.-риторич. фигура. Представляет собой изображение в музыке «бега» с помощью мотива, изложенного мелкими длительностями, к-рый возникал на слова, означающие бег, и нередко имитировался в др. голосах.
Лит.: Золотарев В.А. Фуга. Руководство к практическому изучению. М., 1965; Скребков С.С. Учебник полифонии. М.; Л., 1965; Теория фуги. Сб. научных трудов. Л.,1986.