РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В Др. Руси Ф. появились с кон. 10 в., применялись до 12 - 13 вв. и возродились в 14 в. (фрагмент Ф. Десятинной ц., затем Ф. Софии Киевской, Софии Новгородской, Спасо-Мирожского мон., Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, соборов Моск. Кремляит. д.). В оформлении др.-рус. храмов первенствующее место получила именно Ф., а не мозаика (иск-во к-рой с монгольским нашествием вообще утрачено). В кон. 18 - нач. 19 в. во дворце в Павловске были исполнены три Ф. в интерьерах и знаменитые иллюзорные фресковые перспективные росписи П. Гонзаго на фасадах. Традиции фресковой живописи возрождаются с кон. 19 в., она широко используется в иск-ве модерна (В. Васнецов, А. Прахов, М. Врубель - Владимирская ц. в Киеве), в монумент. иск-ве 20 в. (В. Фаворский, Л. Бруни, Н. Чернышев и др.).
Словом Ф. называют не только технику al fresco - роспись по сырой штукатурке, но и a secco - по сухой штукатурке; часто расширит. это наименование применяют и для др. техник росписи по штукатурке и стенных росписей вообще.
Лит.: Чернышев Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI - XVI вв. М., 1973.