РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С. Л. Франк. Рис. Л. Зака
Процесс познания - это актуализация потенциального, освещение того, что прежде было погружено во тьму в недрах нашего собственного сознания. Согласно Ф. предмет знания и содержание знания - это одно и то же, но рассматриваемое в разных отношениях.
Постижимый мир окружен бездной Непостижимого, невыразимого в понятиях и не подчиняющегося законам логики. Ф. называет это Божеством, оставляя слово «Бог» для обозначения определ. формы обнаружения (откровения) Божества.
Воззрения Ф. можно считать мистич. пантеизмом, когда наше «я» тождественно Божественному «Я». В кон. жизни Ф. назвал свое учение панентеизмом, чтобы отстраниться от пантеизма. Сближение Божества и мира у Ф. приводит его к серьезным трудностям в понимании происхождения зла и личной свободы. Подобно И. Экхарту, Бёме и Шеллингу, Ф. усматривает источник зла в темной стороне Божества. Трудности, вставшие перед Ф. в связи с проблемами зла и проблемами личной свободы, тесно связаны с его теорией, согласно к-рой философия имеет «имманентную тенденцию к оптимизму, отрицающему реальность зла». Ф. неоднократно подчеркивал православно-христ. характер своей философии, однако его панентеизм едва ли согласуется с православ. догматикой, поскольку на вопрос, возможен ли Бог без мира, православие отвечает утвердительно, а Ф. отрицательно.
Соч.: Соч. М., 1990; Духовные основы общества. М., 1992.
Лит.: Некрасова Е.Н. Семен Франк //Вече. 1995. Вып. 2. С. 91 -180.