РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В отличие от клавесина и органа, сила звука на Ф. зависит от силы нажатия клавиши. В момент нажатия сложный механизм приводит в движение молоточек, головка к-рого, обтянутая особым войлоком, фильцем, ударяет по хору струн (от одной или двух в басу до трех в среднем и верхнем регистрах для каждого звука), сразу отскакивая обратно, и отделяет от струны глушитель (демпфер), который позволяет ей звучать, аока клавиша нажата, и прекращает ее колебания, как только клавиша отпускается. Правая педаль освобождает от демпферов все струны, продлевая их звучание независимо от удержания клавиши и обогащая его обертонами резонирующих струн, что создает эффекты, недостижимые на др. инструментах (А.Г. Рубинштейн назвал эту педаль «душой» Ф.). Левая педаль на рояле сдвигает клавиатуру и механику вправо, и молоточек ударяет по двум струнам вместо трех (или одной вместо двух), что изменяет силу и тембр звука; третья педаль, если она есть, оставляет отделенными от струн демпфера лишь те клавиши, к-рые уже были нажаты. Чугунная рама выдерживает натяжение стальных струн (до 20 т). Дека из резонансной ели усиливает их колебания. Полная клавиатура насчитывает 88 клавиш (7 1/4 октав), неполная - 85 (7 октав).
Ф. изобрел Бартоломео Кристофори, хранитель муз. инструментов при дворе Медичи во Флоренции (инструмент arpicembalo описан в 1700). В 1732 напечатаны 12 сонат Л. Джустини для Ф. И.С. Бах критиковал первые Ф. Зильбермана, немецкого последователя Кристофори, но одобрил более поздние, играл на них (1747), в 1749 даже содействовал их продаже. Ф., вероятно, регулярно использовалось в 1750 -60-х гг. в придворных концертах Фридриха II в Берлине, где клавиристом был Ф.Э. Бах; в 1768 И.К. Бах впервые в Лондоне играл в концерте на Ф. соло (ранее, в 1763, Ф. звучало на концерте в Вене), причем использовал т. н. столообразное Ф. (изобретено в 1742), прямоугольной формой и механикой связанное с клавикордом и популярное до сер. 19 в. К кон. 18 в. Ф. вытеснило иные виды клавира - благодаря как улучшению конструкции (И. А. Штейн, И.А. Штрайхер, А. Бекерс и др.), так и утверждению нового муз. стиля в творчестве И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена. Эволюция муз. культуры 19 в. (в т. ч. стр-во концертных залов) требовала усилить мощность звука. Толстые, перекрестно натянутые стальные струны, чугунные рамы, крупные молоточки и др. сделали современное Ф. еще более совершенным.
Первые объявления о продаже Ф. в Петербурге появляются в 1771. С этого времени Ф. - обязательный эл-т дворянского быта, салона, усадьбы. В кон. 18 - нач. 19 в. в обеих столицах работали десятки фортепианных мастеров. Вопросы фортепианной механики изучал (в 1780-1808) И.П. Кулибин. М.И. Глинка высоко ценил рояли А.И. Тишнера (1818 - 40-е гг.), А.С. Даргомыжский - К. Вирты (сер. 1820-х гг. - 1857). Хорошие Ф. изготавливал рус. мастер А. Нечаев. В 1810 в Петербурге открыл мастерскую, выросшую в первую в России фортепианную фабрику, Ф. Дидерихс, в 1818 - К.М. Шредер, в 1841 -Я. Беккер, в 1856 - Ф. Мюльбах. Рояли этих фирм (особенно «Беккер») не раз удостаивались высших наград на международных выставках; сами фабрики организовывали концерты, муз. конкурсы. В 1913 Россия произвела 13 500 Ф. (80% - Петербург, остальное - Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис и др.) при потребности в 22 000; остальное импортировалось (Германия производила ок. 120 тыс., США - 370 тыс. Ф. в год).
В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики «Я. Беккер» (с 1927 «Красный Октябрь») возобновлено произ-во, преимуществ. пианино, с использованием импортной, затем отечеств. механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика «Эстония». На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль «Красный Октябрь» завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.
В 1974 создан концертный рояль «Россия»; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.
Рус. фортепианная музыка - яркая глава мировой фортепианной лит-ры. Первые рус. композиторы-пианисты появились на рубеже 18 - 19 вв. (Л.С. Гурилев, Д.Н. Кашин, А.Д. Жилин). В творчестве многих рус. композиторов Ф. играло существенную (Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, С.С. Прокофьев) либо ведущую роль (Д. Фильд, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин). Рус. фортепианная школа со 2-й пол. 19 в. - одна из крупнейших в мире.
Лит.: Бражников М.В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицирование в Старом Петербурге. Л., 1984.