ФОРЕГГЕР (Грейфентурн) Ник. Мих. (1892-1939) - реж., балетмейстер.
После 1918 пропагандирует в Москве новые формы массового агитац. иск-ва.
В рамках «левого фронта» в 1920 - 24 организует и воглавляет «Мастфор»
(«Мастерская Ф.»), в к-рой, начав со словесно-песенных сатирич. сценок,
переходит к постановке танцевальных сюит. Самой изв. из них стали «Танцы
машин», где эффектно создавался обобщ. образ мощного механизма. В своих
гротескно-эксцентрич. композициях Ф. активно использовал акробатику и бытовые
движения. В 1924 - 26 ставит на эстраде ряд сатирич. и жанровых номеров:
«Конструктивный гопак», «Америка с Лиговки», «Танец буденновской конницы»
и др. Творчество Ф. 1920-х гг. оказало влияние на театр. формы представлений
коллективов «Синей блузы», на эстрадные композиции К. Голейзовского и др.
хореографов. В 1929 - 34 Ф. - гл. реж. Харьковского т-ра оперы и балета,
где вместе с П. Кретовым ставит балеты «Ференджи» (1930, Б. Яновский),
«Футболист» (1930, В. Оранский), «Дон Кихот» (1932, Л. Минкус) и др. В
1934-36 Ф. работает в Киевском т-ре оперы и балета, в 1938 - 39 возглавляет
Куйбышевский т-р оперы и балета.