РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФОНВИЗИН Денис Ив.

ФОНВИЗИН Денис Ив.

ФОНВИЗИН Денис Ив. ФОНВИЗИН Денис Ив. (1744/45-92) - драматург. С 1755 обучался в дворян. г-зии при Моск. ун-те. По окончании гимназич. курса в 1762 был переведен в студенты, но в том же году оставил ун-т и поступил на службу в Коллегию иностр. дел переводчиком. Со следующего года переходит в канцелярию кабинет-министра И. Елагина, к-рый управлял т-ром. Тогда же Ф. сблизился с кругом лит. друзей своего начальника, в к-рый входили драматурги В. Лукин, Б. Ельчанинов и др., что в значит. степени определило его интерес к драме. Первые лит. опыты Ф. относятся к 1761, когда он перевел «Басни нравоучительные» датского сатирика Л. Голберга. В 1762 - 68 Ф. выпускает пер. многотомного ром. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского». Первым драматич. опытом Ф. была комедия «Корион» (1764), к-рая появилась как результат «склонения на наши нравы» комедии франц. поэта Грессе «Сидней». Вторая комедия писателя - «Бригадир» (между 1766 и 1769), о к-рой Н. Новиков писал, что «сочинена она точно в наших нравах», сделала имя писателя известным. Комедия обличала невежество дворян. сословия, но гл. предметом осмеяния становились у Ф. нарождающаяся в России щегольская культура и петиметры, слепо копирующие наимоднейшие европ. образцы. С 1769 Ф. становится секр. рук. Коллегии иностр. дел - Н. Панина, воспитателя наследника престола, человека, оппозиционно настроенного по отношению к Екатерине П. В 1777 - 78 Ф. путешествует по Германии, а затем и Франции, где знакомится с писателями Мармонтелем и Тома, философом Ж. Д'Аламбером, американским политич. деятелем Б. Франклином, становится свидетелем триумфа, устроенного по случаю приезда Вольтера. Ко всему увиденному Ф. относится крайне скептически. Предрев. Франция увидена писателем как «хаос», в «пределах» к-рого не могут возникать произв. «высоких» жанров. Именно поэтому французам лучше всего удаются комедии.

ФОНВИЗИН Денис Ив.

Д. И. Фонвизин

Свою новую комедию «Недоросль» (1781) драматург создает в жестких рамках требований классицистич. поэтик. Комедия направлена не против крепостничества, но против «злонравия» крепостников, к-рые не используют благ просвещения и поэтому не в состоянии «правильно» построить свое поведение. Имена героев комедии: Простаковой, Скотинина, Митрофанушки - надолго стали нарицательными в рус. культуре. Пафосом борьбы против произвола был наполнен и следующий труд писателя - «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначавшийся для наследника рус. престола. Многое в этом произв. перекликалось с идейной направленностью «Недоросля». В 1782 Ф. вышел в отставку, в 1783 опубл. ряд сатирич. произв., к-рые вызвали раздражение имп. Екатерины II («Опыт российского сословника», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»). В дальнейшем все попытки Ф. опубл. свои соч. пресекались пр-вом. Последнее произв. Ф. - «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (начато в 1789 и не завершено) - написано в жанре «исповеди» и прямо ориентировано на «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо.