ФОНВИЗИН Денис Ив. (1744/45-92) - драматург. С 1755 обучался
в дворян. г-зии при Моск. ун-те. По окончании гимназич. курса в 1762 был
переведен в студенты, но в том же году оставил ун-т и поступил на службу
в Коллегию иностр. дел переводчиком. Со следующего года переходит в канцелярию
кабинет-министра И. Елагина, к-рый управлял т-ром. Тогда же Ф. сблизился
с кругом лит. друзей своего начальника, в к-рый входили драматурги В. Лукин,
Б. Ельчанинов и др., что в значит. степени определило его интерес к драме.
Первые лит. опыты Ф. относятся к 1761, когда он перевел «Басни нравоучительные»
датского сатирика Л. Голберга. В 1762 - 68 Ф. выпускает пер. многотомного
ром. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского».
Первым драматич. опытом Ф. была комедия «Корион» (1764), к-рая появилась
как результат «склонения на наши нравы» комедии франц. поэта Грессе «Сидней».
Вторая комедия писателя - «Бригадир» (между 1766 и 1769), о к-рой Н. Новиков
писал, что «сочинена она точно в наших нравах», сделала имя писателя известным.
Комедия обличала невежество дворян. сословия, но гл. предметом осмеяния
становились у Ф. нарождающаяся в России щегольская культура и петиметры,
слепо копирующие наимоднейшие европ. образцы. С 1769 Ф. становится секр.
рук. Коллегии иностр. дел - Н. Панина, воспитателя наследника престола,
человека, оппозиционно настроенного по отношению к Екатерине П. В 1777
- 78 Ф. путешествует по Германии, а затем и Франции, где знакомится с писателями
Мармонтелем и Тома, философом Ж. Д'Аламбером, американским политич. деятелем
Б. Франклином, становится свидетелем триумфа, устроенного по случаю приезда
Вольтера. Ко всему увиденному Ф. относится крайне скептически. Предрев.
Франция увидена писателем как «хаос», в «пределах» к-рого не могут возникать
произв. «высоких» жанров. Именно поэтому французам лучше всего удаются
комедии.
Д. И. Фонвизин
Свою новую комедию «Недоросль» (1781) драматург создает в жестких рамках
требований классицистич. поэтик. Комедия направлена не против крепостничества,
но против «злонравия» крепостников, к-рые не используют благ просвещения
и поэтому не в состоянии «правильно» построить свое поведение. Имена героев
комедии: Простаковой, Скотинина, Митрофанушки - надолго стали нарицательными
в рус. культуре. Пафосом борьбы против произвола был наполнен и следующий
труд писателя - «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначавшийся
для наследника рус. престола. Многое в этом произв. перекликалось с идейной
направленностью «Недоросля». В 1782 Ф. вышел в отставку, в 1783 опубл.
ряд сатирич. произв., к-рые вызвали раздражение имп. Екатерины II («Опыт
российского сословника», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных
и честных людях особливое внимание»). В дальнейшем все попытки Ф. опубл.
свои соч. пресекались пр-вом. Последнее произв. Ф. - «Чистосердечное признание
в делах моих и помышлениях» (начато в 1789 и не завершено) - написано в
жанре «исповеди» и прямо ориентировано на «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо.