РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФОНИКА

ФОНИКА

ФОНИКА ФОНИКА (от греч. - звук) - звук. орг-ция худож. речи, а также раздел поэтики, ее изучающий; в узком смысле - один из 3-х осн. разделов стиховедения, то же, что эвфония и инструментовка. Поскольку звук. мат-л худ. речи ограничен (напр., в рус. языке ок. 44 фонем), в ней, как и в нехудож. речи, неизбежна повторяемость отд. звуков и звук. комплексов. Но, в отличие от последней, худож. речь упорядочивает этот мат-л, придавая ему эстетич. значимость, и устанавливает связи между ним и др. факторами поэтич. речи - лексикой, интонацией и пр. В стихотворных текстах звук. орг-ция речи проявляется наиб. отчетливо; отд. виды повторов канонизируются и формализуются в стихосложении (рифма и др.), др. остаются относит. свободными (Ф. в узком смысле) и являются дополнит. выразит. средством поэтич. речи. В разных нац. лит-pax и на разных этапах их развития требования к Ф. были различными и определялись поэтикой школ и направлений. Так, в античности считалось неблагозвучным столкновение гласных конца одного и начала др. слова (зияние); чередование гласных и согласных должно было быть подчинено чувству меры. Аналогичны представления о благозвучии в рус. классич. поэзии, к-рая обычно не допускала скопления согласных звуков; поэзия нач. 20 в., напротив, осознала такое скопление в качестве ощутимого звук. приема («В небе, ржавее жести, / Перст столба / Встал на назначенном месте / как судьба», М. Цветаева). Как и поэтич. речь в целом, Ф. обусловлена особенностями яз. и традицией, определяющими потенциальные возможности звук. сочетаний и предпочтительную реализацию этих возможностей. Несмотря на различие фонетич. особенностей разных яз., в основе Ф. как способа орг-ции звук. стороны худож. речи лежат общие принципы повторов фонем с установкой на гармонию или контраст. Термин «звук. повторы» был введен в поэтику О.М. Бриком. Осн. виды звук. повторов различают: 1) по характеру звуков - ассонансы (повторы гласных), аллитерации (повторы согласных); 2) по кол-ву звуков - повторы двойные, тройные и т. д., простые и сложные (последние предполагают повтор группы звуков), полные и неполные (повтор части звукосочетания); 3) по расположению звуков в повторе (порядок их может быть прямым, обратным и т. д.); 4) по расположению повторов в б. объемных единицах текста - словах, стихах, предложениях - анафора (повтор эл-тов в нач. каждого ряда), эпифора (повтор в кон. каждого ряда), а также их сочетания - стык (повтор в кон. 1-го и в нач. 2-го ряда) и кольцо (повтор в нач. 1-го и в кон. 2-го ряда). Объем звук. комплексов в данной типологии не учитывается (от повтора отд. звука до целого предложения). Система повторов характеризуется: 1) подбором присутствующих или отсутствующих в тексте звуков; 2) взаимным расположением звуков по сходству или по контрасту; 3) по сходству звуков, к-рое может быть полным (напр., аллитерация на «р», ассонанс на «у») или неполным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные). Семантич. функция фонич. системы в худож. целом может осуществлять себя с разной степенью конкретности: 1) ономатопея - воспроизведение звук. особенностей явлений действительности подбором слов с однородными звуками («А море бухало о буты бухты, / Мы были будто бунт против бунта!», Е. Евтушенко); 2) звукоподражание - имитация внеязыковых звуков с помощью звуков яз. («Трах-тарарах-тах-тах-тах! / Вскрутился к небу снежный прах», А. Блок); 3) «звук. символизм» имеет обычно индивид. для поэтики школы или отд. автора характер. Может быть осознанным, сформулиров. и сознательно провед. принципом (напр., у К. Бальмонта, отчасти у М. Ломоносова) или быть локальным, не распространяясь на др. тексты данного автора («Брожу ли я вдоль улиц шумных», А. Пушкин). Неоднократно возникавшие в лит-ре концепции звукосимволизма обусловлены объективно существующей у носителей яз. психологич. связью звуков с б. или менее определ. эмоц. впечатлением («у» - звук «грустный» и т. д.); 4) звук. ассоциации - подбор звуков с целью вызвать ассоциацию с тематич. «ключевым» названным или неназванным словом. В стихотв. речи Ф. может играть конструктивную роль, «звук. задание» (связи слов по наличию одинаковых звуков), при этом преобладает над естеств. язык. связями (напр., в поэзии символистов, кубо- и эгофутуристов). В классич. стихе Ф., как правило, подчинена общему стили-стич. заданию и не имеет самостоят. значения.