ФОНИКА (от греч. - звук) - звук. орг-ция худож. речи, а также
раздел поэтики, ее изучающий; в узком смысле - один из 3-х осн. разделов
стиховедения, то же, что эвфония и инструментовка. Поскольку звук. мат-л
худ. речи ограничен (напр., в рус. языке ок. 44 фонем), в ней, как и в
нехудож. речи, неизбежна повторяемость отд. звуков и звук. комплексов.
Но, в отличие от последней, худож. речь упорядочивает этот мат-л, придавая
ему эстетич. значимость, и устанавливает связи между ним и др. факторами
поэтич. речи - лексикой, интонацией и пр. В стихотворных текстах звук.
орг-ция речи проявляется наиб. отчетливо; отд. виды повторов канонизируются
и формализуются в стихосложении (рифма и др.), др. остаются относит. свободными
(Ф. в узком смысле) и являются дополнит. выразит. средством поэтич. речи.
В разных нац. лит-pax и на разных этапах их развития требования к Ф. были
различными и определялись поэтикой школ и направлений. Так, в античности
считалось неблагозвучным столкновение гласных конца одного и начала др.
слова (зияние); чередование гласных и согласных должно было быть подчинено
чувству меры. Аналогичны представления о благозвучии в рус. классич. поэзии,
к-рая обычно не допускала скопления согласных звуков; поэзия нач. 20 в.,
напротив, осознала такое скопление в качестве ощутимого звук. приема («В
небе, ржавее жести, / Перст столба / Встал на назначенном месте / как судьба»,
М. Цветаева). Как и поэтич. речь в целом, Ф. обусловлена особенностями
яз. и традицией, определяющими потенциальные возможности звук. сочетаний
и предпочтительную реализацию этих возможностей. Несмотря на различие фонетич.
особенностей разных яз., в основе Ф. как способа орг-ции звук. стороны
худож. речи лежат общие принципы повторов фонем с установкой на гармонию
или контраст. Термин «звук. повторы» был введен в поэтику О.М. Бриком.
Осн. виды звук. повторов различают: 1) по характеру звуков - ассонансы
(повторы гласных), аллитерации (повторы согласных); 2) по кол-ву звуков
- повторы двойные, тройные и т. д., простые и сложные (последние предполагают
повтор группы звуков), полные и неполные (повтор части звукосочетания);
3) по расположению звуков в повторе (порядок их может быть прямым, обратным
и т. д.); 4) по расположению повторов в б. объемных единицах текста - словах,
стихах, предложениях - анафора (повтор эл-тов в нач. каждого ряда), эпифора
(повтор в кон. каждого ряда), а также их сочетания - стык (повтор в кон.
1-го и в нач. 2-го ряда) и кольцо (повтор в нач. 1-го и в кон. 2-го ряда).
Объем звук. комплексов в данной типологии не учитывается (от повтора отд.
звука до целого предложения). Система повторов характеризуется: 1) подбором
присутствующих или отсутствующих в тексте звуков; 2) взаимным расположением
звуков по сходству или по контрасту; 3) по сходству звуков, к-рое может
быть полным (напр., аллитерация на «р», ассонанс на «у») или неполным (аллитерация
на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные). Семантич. функция фонич.
системы в худож. целом может осуществлять себя с разной степенью конкретности:
1) ономатопея - воспроизведение звук. особенностей явлений действительности
подбором слов с однородными звуками («А море бухало о буты бухты, / Мы
были будто бунт против бунта!», Е. Евтушенко); 2) звукоподражание - имитация
внеязыковых звуков с помощью звуков яз. («Трах-тарарах-тах-тах-тах! / Вскрутился
к небу снежный прах», А. Блок); 3) «звук. символизм» имеет обычно индивид.
для поэтики школы или отд. автора характер. Может быть осознанным, сформулиров.
и сознательно провед. принципом (напр., у К. Бальмонта, отчасти у М. Ломоносова)
или быть локальным, не распространяясь на др. тексты данного автора («Брожу
ли я вдоль улиц шумных», А. Пушкин). Неоднократно возникавшие в лит-ре
концепции звукосимволизма обусловлены объективно существующей у носителей
яз. психологич. связью звуков с б. или менее определ. эмоц. впечатлением
(«у» - звук «грустный» и т. д.); 4) звук. ассоциации - подбор звуков с
целью вызвать ассоциацию с тематич. «ключевым» названным или неназванным
словом. В стихотв. речи Ф. может играть конструктивную роль, «звук. задание»
(связи слов по наличию одинаковых звуков), при этом преобладает над естеств.
язык. связями (напр., в поэзии символистов, кубо- и эгофутуристов). В классич.
стихе Ф., как правило, подчинена общему стили-стич. заданию и не имеет
самостоят. значения.