ФОКИН Мих. Мих. (1880-1942) -артист балета, балетмейстер. Окончил
Петерб. театр. уч-ще в 1898 (кл. Н. Легата). В 1898 -1918 артист Мариинского
т-ра, с 1904 первый танцовщик, с 1910 балетмейстер. Ф. был элегантным классич.
танцовщиком, обладавшим редкой пластичностью и легким высоким прыжком.
Исполнял ведущие партии как в классич. балетах - Арлекин («Арлекинада»),
Люсьен («Пахита»), Дезире («Спящая красавица»), Базиль («Дон Кихот»), Солор
(«Баядерка»), Жан де Бриен («Раймонда»), Зигфрид («Лебединое озеро»), так
и в своих постановках: Рене («Павильон Армиды», Н. Черепнин, 1907), Амун
(«Египетские ночи», А. Аренский, 1908), Юноша («Шопениана», 1908), Арлекин
(«Карнавал», Р. Шуман, 1910), Эрос («Эрос», П. Чайковский, 1915). Из петерб.
спектаклей Ф., помимо упомянутых, необходимо отметить: «Евнику» (Н. Щербачев,
1907), «Исламей» (М. Балакирев, 1912), «Арагонскую хоту» (М. Глинка, 1916),
а также «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина . Одновременно
в 1909-12, 1914 танцевал в «Русских сезонах», перенес туда ряд своих работ,
а также поставил новые: «Шехеразада» (Н. Римский-Корсаков, 1910), «Жар-птица»
(И. Стравинский, 1910), «Видение розы» (К. Вебер, 1911), «Петрушка» (Стравинский,
1911), «Дафнис и Хлоя» (М. Равель, 1912), «Золотой петушок» (Римский-Корсаков,
1912)идр. В 1901 -11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, среди его учеников:
Е. Смирнова, Л. Лопухова, Е. Гердт, Е. Люком, Л. Чернышева, П. Владимиров,
А. Лопухов. В февр. 1918 Ф. уехал за границу, с 1919 жил в США. Вместе
с В. Фокиной открыл студию танца в Нью-Йорке (1921), танцевал до 1933,
ставил спектакли в труппах И. Рубинштейн, парижской «Опера Комик», «Русский
оригинальный балет» и др. Последние постановки Ф. в Амер. т-ре балета:
«Синяя борода» (Ж. Оффенбах, 1941), «Русский солдат» (С. Прокофьев, 1942).
В 1936 - 40 писал мемуары, изд. в 1962 в СССР под назв. «Против течения».
Мировая слава пришла к Ф. после успехов «Русских сезонов» в Париже, все
спектакли к-рых были поставлены им. Характерные черты балетов Ф. - их одноактная
концентрированность, единство хореографии, музыки и живописи, расширение
танцевальной лексики.