РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФЛОРЕНСКИЙ Пав. Ал-др.

ФЛОРЕНСКИЙ Пав. Ал-др.

ФЛОРЕНСКИЙ Пав. Ал-др. ФЛОРЕНСКИЙ Пав. Ал-др. (1882-1937) - философ, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист, математик, физик, инж., педагог, иск-вед, историк. Разнообразные науч., эстетич. и богословские интересы Ф. получили яркое отражение в его наиб. известном соч. «Столп и утверждение истины » (1914), представляющем собой оригин. опыт правосл. теодицеи. Следующий и завершающий этап развития взглядов Ф. отражен в его второй итоговой кн. «У водоразделов мысли», в осн. написанной в 1922.

ФЛОРЕНСКИЙ Пав. Ал-др.

П.А. Флоренский

Свое мировоззрение Ф. считал родств. по духу рус. средневековью 14 - 15 вв. Он признавал первичность идеального начала по отношению к окружающему нас миру конкретных эмпирич. предметов и явлений, к-рая проявляется в сходстве, обнаруживаемом нами в вещах. За физич. и психофизич. видимостью мира (эмпирией) лежит его дух. основа (иной мир, эмпирей), постигаемая в мистич. взаимоотношении Бога и человека. Эмпирея дает смысл эмпирии. Отсюда - понимание науки как символич. описания мира. Платонизм Ф. есть своеобразный символизм, причем символ он понимает как сочетание свободного творчества нашего духа и нашей реальности. Мировоззрение, по Ф., должно корениться в реальной жизни и завершаться жизненным воплощением в технике, искусстве и т. п., отсюда - стремление к созданию «конкретной метафизики», задачей к-рой является изучение первичных символов, из к-рых слагаются разл. сферы реальности.

Ф. отрицал как непрерывность развития культуры, так и ее прогресс. С его т. зр., «единой культуры», развивающейся от низшего к высшему, не существует, есть лишь ритмич. смена двух осн. типов культур - «средневековой», для к-рой характерны органичность, объективность, конкретность и самособранность, и «возрожденческой», характериз. раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью. Культура (прежде всего средневековая) - это сознательная борьба Логоса с Хаосом, когда Логос является организующим, упорядочивающим и гармонизирующим началом мира, а Хаос - дезорганизующим началом, энтропией, всемирным «уравниванием». В наиб. степени культуро-творч. деят-ность человека противостоит Хаосу в религ. храмовом иск-ве.

Взгляды Ф. на церк. иск-во изложены в его работах «Храмовое действо как синтез искусств» (1918), «Обратная перспектива» (1919), «Иконостас» (1922, не завершена) и др. Ф. показывает, что существует лишь 2 типа опыта; науч. (кантовский) и общечеловеч. Если первый есть результат внешнего отношения к жизни, находящего выражение в хищнически-механистич. «возрожденческой» культуре с ее перспективизмом в живописи, то общечеловеч. опыт является результатом внутр. отношения к жизни, находящего выражение в созерцательно-творч. «средневековой» культуре, для к-рой характерна т. н. «обратная перспектива» в живописи и особенно в иконописи.

После 1917 Ф. активно занимается исследоват. работой в системе Главэлектро ВСНХ, преподает во ВХУТЕМАСе, редактирует технич. энциклопедию, пишет для нее б. 100 ст. и т. д. Репрессирован в 1933, расстрелян в 1937. Реабилитирован в 1958.