ФИСГАРМОНИЯ - клавишный пневматич. муз. инструмент. Имеет свободно
проскакивающие металлич. язычки, к-рые приводятся в движение воздушной
струей, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель нажимает 2 широкие педали
в нижней части фисгармонии. Впервые этот способ звукоизвлечения (по образцу
китайской губной гармошки) применил органный мастер Ф. Киршник, работавший
в Петербурге в 1784 на инструменте собств. изготовления. В 1790 ученик
Киршника Ракниц (Раквиц) применил проскакивающие язычки в оркестрионе Г.
Фоллера. Вслед за ним подобные инструменты, действие к-рых основано на
воздухонагнетат. принципе, создали Н. Мельцель в Вене (1804), Л. Зауэр
в Праге (1805). Создателем Ф. считается Г. Гренье, сконструировавший в
1810 т. н. «орган с выражением», в к-ром применен набор планок с металлич.
головками. Его усовершенствовали И. Бушман в Берлине (1816) и А. Хекль
в Вене (1818). Последнему и принадлежит название «Ф.». В 1848 А. Дебен
изготовил Ф. в форме пианино, к-рая сохранилась и поныне.
Ф. имеет 1-2 мануала, 6 - 20 регистров. Клавиатура делится на левую
и правую, т. е. внутри находятся 2 самостоятельно действующих «набора»
планок, имеющих свои регистры. На протяжении 19 в. в конструкцию Ф. были
введены разл. усовершенствования. Во 2-й пол. 19 в. произ-во Ф. осваивается
в Америке. В амер. Ф. использовался противоположный европ. принцип - воздуховсасывающая
система.
В кон. 19 - нач. 20 в. Ф. получила широкое распространение в быту: оригин.
лит-ры для инструмента не было создано и на нем исполнялись переложения,
транскрипции. Со 2-й трети 20 в. популярность Ф. падает.