ФИЛАРЕТ (в миру Дроздов Вас. Мих.) (1782-1867) -крупнейший деятель
правосл. церкви 19 в. Род. в Коломне, в семье дьякона. Учился в Коломенской
дух. семинарии (1791-99), Троице-Сергиевой дух. семинарии (1800 -03), Моск.
Дух. академии (1803-08). В 1808 принял монашество, в 1809 был вызван в
Петербург. Большие способности, глубокие знания, энергия, близость к кн.
А. Голицыну помогли Ф. совершить стремит. восхождение по иерархич. лестнице.
Он работал в духовно-уч. заведениях, в частности, был ректором Петерб.
дух. академии (1812 - 16), приобрел популярность как проповедник. В 1811
получил сан архимандрита. Являлся ревностным чл. Библейского об-ва; в коллективном
тр. по переводу Библии на рус. яз. Ф. принадлежит перевод Евангелия от
Иоанна. В 1817 -20 - еп. Ревельский, викарий Петерб. епархии, архиеп. Тверской
(1819 - 21), затем Ярославский. С 1819 - чл. Синода. В 1821 переведен в
Москву и возглавлял Моск. епархию более 45 лет. По поручению Синода составил
катехизис с текстами на рус. яз., к-рый в 19 - нач. 20 в. был положен в
осн. учебников закона Божия. В 1824, во время гонений на Библейское об-во,
попал в опалу, а его катехизис был запрещен. Но в 1826, в день своей коронации,
Николай I возвел Ф. в сан митрополита. Он был призн. главой правосл. иерархов
России. Ни одно серьезное церк.-администрат. дело, ни один запутанный богословский
вопрос не решались без Ф. С его мнением считались цари. Ф. так упорно отстаивал
суверенные права церкви и интересы дух. сословия, что вступил в конфликт
с обер-прокурором Синода гр. Н. Протасовым. В 1840-х гг. покинул Синод,
но по-прежнему оставался в центре церк. политики. С его именем связана
ликвидация униатской церкви в Белоруссии и на Украине, непримиримая борьба
с расколом. Ф. поручалось сочинение важнейших гос. док-тов - акта о передаче
престола Николаю I, Манифеста 19 февр. 1861 об освобождении крестьян. Состоял
чл. мн. научных об-в и уч. заведений; автор стихотворного ответа на стих.
А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» («Не напрасно, не случайно»).
Способствовал усилению церк. влияния на нар. образование, выступал против
отмены телесных наказаний. При его участии дух. цензура запретила публикацию
мн. науч.-популярных и худож. изданий. Ф. - автор св. 700 произв. Не раз
издавались собрания его «слов и речей» (М., 1873 - 85. Т. 1 -5), опубл.
также 6 т. его «мнений и отзывов» (М., 1885 - 87), многотомная переписка.
Тщательно продуманные проповеди Ф. служили образцом для выступлений рядового
духовенства. Правосл. церковь чтит Ф. как ученого-богослова, проповедника,
защитника интересов духовенства. Канонизирован Рус. Правосл. церковью.