РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФЕТ Аф. Аф.

ФЕТ Аф. Аф.

ФЕТ Аф. Аф. ФЕТ Аф. Аф. (1820-92) - поэт. Мать Ф., немка Каролина Шарлотта Фет уехала в Россию с помещиком А. Шеншиным. После рождения сына Шеншин усыновил его, но через нек-рое время выяснилось, что отец Ф. - судейский чиновник из Дармштадта Иоганн Фет. В 1835 Орловская дух. консистория отняла фам. Шеншин у будущего поэта, и он стал гессендармштадским подданным. Лишившись привилегий, Ф. поставил перед собой цель вернуть дворян. фам. и обрести матер. благополучие. Учился он в нем. пансионе в г. Верро (ныне г. Выру, Эстония, 1834 - 37); окончил словесное отделение Моск. ун-та (1844) и поступил на воен. службу унтер-офицером (1845). В 1848 Ф. по матер. причинам отказывается от брака с М. Лазич и после ее загадочной смерти (1850) будет всю жизнь переживать свою любовь как трагедию. В 1858 Ф. вышел в отставку, а в 1860 купил имение в Мценском у. и стал помещиком, постепенно расширявшим свое х-во (в 1877 он купил еще одно имение в Курской губ., в 1884 - дом в Москве) и активно выступавшим в печати в защиту самых ретроградных идей (против отмены крепост. права и т. д.). Фам. Шеншин он вернул себе в 1873.

ФЕТ Аф. Аф.

А.А. Фет

Ф. начал лит. деят-ность в нач. 1840-х гг. (сб. «Лирич. пантеон», 1840; стихотв. в «Москвитянине» и «Отечественных записках») и получил признание как талантливый поэт (с сочувствием отнеслись к нему С. Шевырев, А. Григорьев, М. Погодин, В. Белинский). Однако наст. признание приходит к Ф. в 1850-х гг. (сб. стихотворений 1850), когда он сближается с кругом «Современника». В лит. борьбе тех лет Ф. оказался среди наиб. последоват. сторонников «чистого иск-ва» и вскоре практически оставил поэтич. деят-ность, возобновив ее лишь в 1880-х гг. («Вечерние огни», 1883 - 1891). Поэзия Ф. - наследница общеромантич. тем и мотивов: жизнь печальна, и выход из земных страданий - в погружении в мир красоты. Она разлита в природе, к-рая потому и есть объект поэтич. восторга и эстетич. наслаждения. Это чувство сопричастно вечному, но ощущение его мимолетно, смутно. Ф. оказал большое воздействие на поэзию символизма (А. Блок пережил в своем поэтич. развитии фетовский период). Был первым переводчиком трактата А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1881), антич. и вост. поэтов, У. Шекспира, И.В. Гете, Ф. Шиллера и мн. др.