РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФЕДОСКИНО

ФЕДОСКИНО

ФЕДОСКИНО ФЕДОСКИНО

- один из центров рус. лаковой миниатюры, подмоск.

село, давшее название стилю промысла. В отличие от Палеха, Мстеры и Холуя,

федоскинская миниатюра не опирается на традиции рус. иконописи и имеет

светский характер. История собственно Ф. начинается в 1810, когда была

организована в названном селе артель мастеров, перешедших сюда из фабрик

Лукутина и Вишнякова. Фабрика Лукутина находилась в сельце Данилково и

была основана П. Коробовым в 1798 по образцу брауншвейгских в Германии

- первонач. для произ-ва из папье-маше козырьков для форменных фуражек.

Наследник П. Коробова П. Лукутин наладил произ-во лаковых коробочек, маркировавшихся

с 1828 гос. гербом и инициалами владельца. Стилем лукутинских изделий было

упрощенное копирование в росписи популярных произв. рус. и зап.-европ.

живописи. В 1860 - 70-х гг., в период увлечения рус. стилем, на шкатулках

лукутинских мастеров стали массовыми сюжетами сцены из народной жизни.

Особо популярными были изображения «троек» и сцен чаепития. Данные сюжеты

были присущи и продукции фабрики братьев Вишняковых, мастера к-рой жили

в неск. селах по соседству с Данилковым. Считается, что живопись вишняковских

художников была более лаконична. Фабрики оказывали сильное влияние друг

на друга, постепенно вырабатывая стилевое единство произв. К рубежу 19

- 20 вв. промысел постиг закономерный кризис, вызванный противоречием между

его худож. и коммерч. функциями. Все большая переориентация на удовлетворение

массового спроса оказалась губительной для промысла. Выходом из кризиса

стало, после закрытия фабрики в Данилкове, формирование федоскинской артели

живописцев. В силу особенностей эпохи Ф. как центр рус. лаковой миниатюры

стал активно работать в сов. годы. В работах мастеров Ф. важное место отводится

пейзажу, он может занимать главенствующую позицию в качестве сюжета. Для

пейзажа характерна точная передача деталей. Распространено применение легких

лессировочных мазков на черном или перламутровом фоне, что было характерно

для росписи «посквозному», составляющей основной признак еще лукутинских

мастеров. На втором месте находятся сюжеты из историч. прошлого и виды

родного села. Как и у др. центров лаковой миниатюры, широко используются

сказочные сюжеты. Наряду с пейзажной и жанровой живописью Ф. известно орнаментальной

росписью мелких предметов обихода, среди к-рых большую традиционность можно

отметить для т. н. «игольниц-шотландок», украшенных полихромными прямыми

и косыми сеточками. Мн. художники Ф. были отмечены высокими званиями и

премиями, а самому промыслу придано значение одного из видов нац.-рус.

декор.-прикладного иск-ва.