ФАВОРСКИЙ Вл. Анд. (1886-1964) - график, живописец (станковист,
монументалист), художник т-ра; создал неск. скульптур и произв. декор.-прикладного
иск-ва; историк и теоретик иск-ва; нар. худож. СССР (1963), действ. чл.
АХ СССР (1962). Учился в Строгановском уч-ще, в частной студии К. Юона
(Москва, 1903 - 04), в худож. частной школе Ш. Холлоши и Мюнхенском ун-те
(1906 - 07), на иск-ведч. отделении Моск. ун-та (1907-12); чл. об-ва «Четыре
иск-ва» (1924 - 28). Сыграл важную роль в развитии отеч. графики. Ф. принадлежит
заслуга возрождения в России торцовой гравюры. Работал гл. обр. в книж.
графике, разработал систему оформления книги как единого целостного организма.
К 1920-м гг. сформировались осн. черты иск-ва Ф.: мастерское владение техникой
штрихового рисунка, гармоничность и изысканность композиц. решений, гуманистич.
характер постижения мира (илл. к кн. «Фамарь» А. Глобы, 1923; «Книга Руфи»,
1924; «Домик в Коломне» А. Пушкина, 1929 и др.). Подчеркнутая пластичность
изображений, игра света и тени, глубина или плоскостность пространства
создаются Ф. сначала черным, а с сер. 30-х гг. чаще белым штрихом. Шедевры
графики Ф.: оформление кн. «Сонеты» У. Шекспира (1948), «Роберт Берне в
переводах С. Маршака» (1950) и илл. к кн. «Слово о полку Игореве» (1954),
«Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» Пушкина (1961); все - Ленинская
премия, 1962. В станковых гравюрах особое место принадлежит портретам («Ф.
Достоевский», 1929; «Пушкин-лицеист», 1935; сер. «Великие русские полководцы»,
1945 - 47). Прекрасный рисовальщик, Ф. на протяжении всего творчества много
работал в карандаше, создавая строгие, пластически ясные, психологически
глубокие и тонкие рис. (сер. парных портретов, 1938 - 61), с 1942 обращается
к технике линогравюры (сер. «Самарканд», 1942 - 44). Ф. успешно работал
и в монумент. живописи (роспись Музея охраны материнства и младенчества,
Москва, 1933; Дома моделей, 1937, обе не сохранились; мозаики для сов.
посольства, Варшава, 1955; мозаика «1905», 1958 и др.), а также принимал
участие в оформлении спектаклей («Двенадцатая ночь» Шекспира, МХАТ, 1934
и др.). Важный аспект деят-ности Ф. - лит.-теоретич. работы, посв. теории
худож. формообразования (теория графич. иск-ва как спец. раздела в теории
композиции, проблемы монумент. живописи, театр.-декор. иск-ва и т. п.).
В период культа личности (кон. 30-х - нач. 50-х гг.) творчество и теоретич.
иссл. Ф. подвергались критике, а сам он обвинялся в формализме. Пед. деят-ность
Ф. началась с 1918 в двух Гос. свободных худож. мастерских (Москва). Позднее
Ф. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-29), в Полиграфич. ин-те (Москва,
1930 - 34), Ин-те изобразит. иск-ва (1934 - 38), Ин-те прикладного и декор.
иск-ва (1943 - 48).
В.А. Фаворский
Творч. и теоретич. деят-ность Ф. оказала влияние на неск. поколений
отеч. художников (А. Дейнека, А. Гончаров, В. Эльконин и мн. др.).
Соч.: Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.