РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В Европу с эпохи Великих географических открытий Ф. привозила голландская Ост-Индская компания; в России первые фарфоровые изделия появились во 2-й пол. 16 в. Но до 18 в. открыть «китайский секрет» в Европе не удавалось; китайские и японские изделия ценились буквально на вес золота, им приписывали чудодейственные свойства и даже черепки разбитых вещей оправляли в драгоценные металлы и носили как украшение. Под впечатлением от Ф., отчаявшись постигнуть китайский секрет, голландцы подражали фарфору в фаянсе, венецианцы создали молочное стекло. С кон. 16 в. в Италии, а с кон. 17 в. и во Франции выделывали т. н. «мягкий Ф.» без каолина («Ф. Медичи», Ф. мануфактур в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсенне, Севре, украшенный лепными цветами с яркой росписью). Европейский интерес к Ф., в свою очередь, проявился в Китае: китайцы, оценив европейские вкусы, делали для Европы «Ост-Индский Ф.», расписанный сценами, взятыми из европ. гравюр. Иметь «порцеллиновую» (фарфоровую) комнату с китайскими редкостями было гордостью владетелей и вельмож. В России первый известный (и сохранившийся) фарфоровый кабинет был устроен во дворце Монплезир в Петергофе (ок. 1720, арх. И. Браунштейн).
Секрет настоящего, «твердого Ф.» был открыт в Саксонии в 1709 И.Ф. Бётгером при содействии Э.В. Чирнхауза, составившими рецепт Ф., ставший гос. тайной. В 1710 в Саксонии основана мейссенская мануфактура, славу к-рой вскоре создали живописец И.Г. Херольдт (Герольд) и скульптор И.И. Кендлер. Ее изделия эпохи рококо (скульптуры - аллегорические и жанровые, вазы, табакерки, сервизы) после короткого периода подражания китайским приобрели самостоят. характер и оказали огромное влияние на европейское иск-во. Каждая страна Европы самостоят. открывала рецепт Ф. Вслед за мейссенским появляется венский Ф. (с 1717- 18), затем секрет Ф. открывают по всей Европе. С эпохой классицизма связана слава берлинского (с 1751) и французского Ф. Во Франции, где довольно поздно открыли месторождения каолина, «твердый Ф.» стали выпускать только с посл. трети 18 в.; севрская мануфактура производила не только расписанную посуду, вазы, но и скульптуру из бисквита по моделям Ф. Буше, Э. Фальконе и др. Получил известность выпускавшийся с сер. 18 в. в Англии т. н. «костяной Ф.» (разновидность «мягкого», с добавками пережженной кости).
Фарфор С. Чехонина. Сервиз «Три розы». 1923
Секрет изготовления Ф. в России раскрыт ок. 1747 на основе опытов Д.И. Виноградова (1720-58) на Казенном з-де в СПб. (первый в России Имп. фарфоровый з-д, осн. в 1744). Рокайльные изделия рус. Ф. единичны, расцвет произ-ва приходится на эпоху классицизма. С кон. 18 в. на з-де работали выпускники Петерб. АХ и иностр. мастера. Получили широкую известность сервизы, вазы, скульптура. В 18-19 вв. появились частные з-ды: Ф. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый з-д) в с. Вербилки Моск. губ.; кн. Н. Юсупова (1814 - 31) в его усадьбе Архангельском; известный своими жанровыми скульптурами народного быта и «трактирной» посудой з-д А. Попова в с. Горбуново Моск. губ. (1806, Попову принадлежал с 1811); С. Батенина в Петербурге (1812-39). 2-я четв. 19 в. стала периодом расцвета иск-ва рус. Ф. В это время изготовлены, в частности, «Золотой» и «Гербовый» парадные сервизы, подаренные имп. Николаем I матери (кон. 1820-х гг.). С 1830-х гг. классицистич. традиции вытесняются эклектич. приемами; появляется Ф. помпейского («помпеянского») стиля («Этрусский сервиз» Царицына павильона в Петергофе) и др. Наиб. распространение с 1830-х гг. получил стиль 2-го рококо, заметно отличающийся от своего прототипа: изделия стали порою тяжеловесны, перегружены, ярко раскрашены, с обилием золоченых деталей. В этом стиле делались не только посуда и изящные небольшие вещи, но и часы, огромные вазы, торшеры, столешницы, даже камины; широкое распространение получили вставки из Ф. в дерево (двери, мебель). В сер. 19 в. были основаны Дулевский фарфоровый з-д (1832, сейчас в Моск. обл.), з-д бр. Корниловых в Петербурге (1835; единств. рус. з-д, вышедший на зап.-европ. рынок), з-ды А. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губ. (1839 - 62; выпускал вазы с лепными цветами, статуэтки и даже сделал фарфоровый иконостас для местной церкви), з-д ок. с. Буды (Харьковского у. на Украине, 1867) и др.
К кон. 19 в. Ф. широко входит в быт всех слоев населения; большинство частных фабрик было приобретено т-вом Кузнецовых, они выпускали на рынок огромное кол-во изделий разнообр. назначения, превосходного технологич. кач-ва и разл. худож. уровня, от простейших форм бытовой посуды до худож. изделий, в новых и ретроспективных стилях. Ручную роспись изделий сменили деколи (переводные картинки), позволившие начать массовое произ-во недорогих, но украшенных сложным рисунком изделий. Впоследствии наименование «кузнецовский Ф.» в массовом сознании оказалось положит. оценкой дореволюционной вещи, в речи искусствоведов - уничижит. оценкой массового произ-ва.
В кон. 19 в. мастера Копенгагенской королевской мануфактуры усовершенствовали и дополнили новыми красками технологию росписи солями, выполняемой до покрытия глазурью; в готовом виде изделия в этой технике имеют роспись нежными, обычно блеклыми красками. Новая эстетика датского Ф. оказалась органически близкой худож. поискам эпохи модерна; Имп. з-д в Петербурге вскоре освоил эту технологию, ставшую любимой в России на грани 19 - 20 вв. Гл. технолог Имп. з-да Н. Качалов пригласил на з-д художника Е. Лансере, скульптора Н. Данько, привлек к работе В. Серова, К. Сомова, С. Чехонина и др. Эпоха модерна стала временем нового расцвета фарфоровой пластики как в новых, так и в ретроспективных формах, по моделям и рисункам крупнейших скульпторов и художников России.
Послерев. время ознаменовалось появлением т. н. «агитационного Ф.» с сов. тематикой (Чехонин, А. Щекотихина-Потоцкая, Данько и др.). В 20-е гг. проводились эксперименты с традиц. изделиями из Ф. в духе авангарда (К. Малевич, Н. Суетин и др.). В 30-е гг. выпуск продукции был увеличен; мн. изделия того времени отличаются «станковизмом». В сер. 50-х гг. начались поиски утилитарных форм (Т. Воскресенская в Дулеве, Э. Криммер, Суетин, С. Яковлева в Ленинграде и др.). С кон. 1960-х гг. начался отход от утилитарности в сторону большей декоративности.
Лит.: Тройницкий С. Русский фарфор. Л., 1928; Русский художественный фарфор: [Альбом]. М.; Л., 1950.