РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ ФАНТАЗИЯ - инструмент. пьеса, иногда романс или хор в своеобразной, отклоняющейся от устоявшихся структурных типов форме, либо с необычной, причудливой образностью. Ф. относится к наиб. старым инструмент. жанрам, сохранившимся в совр. композиторской практике. Зародилась в нач. 16 в. в Испании и Италии в творчестве лютнистов (Л. Милан, Ф. да Милано). Среди первых авторов Ф. в России в нач. 19 в. - И.В. Геслер (для фп.) и М.Т. Высоцкий (для гитары). Вокальные Ф. принадлежат М.И. Глинке. Ф. для фп. сочиняли А.Г. Рубинштейн, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Б.В. Асафьев, С.М. Слонимский. А.К. Глазунов создал Ф. для 2-х фп. и для органа, В.Ф. Одоевский - «Перезвон» для фп. в 4 руки и органа. С эстетикой романтизма связана программная Ф. для симфонич. оркестра - специфич. рус. разновидность жанра, представленная в творчестве А.К. Лядова («Баба-Яга»), А.Г. Рубинштейна («Героическая Ф.» ), П.И. Чайковского («Буря», «Франческа да Римини»), Глазунова («Лес», «Море», «От мрака к свету»), Рахманинова («Утес»), И.Ф. Стравинского («Фейерверк»). В 19 - 20 вв. Ф. нередко соединяется с др. инструмент. жанрами: фортепианной сонатой (№ 14 «Лунная» Л. Бетховена - «наподобие Ф.», Соната-Ф. Скрябина, Соната фа диез минор Н.К. Метнера), ансамблевой сонатой (Соната-Ф. для струнного квартета М.Ф. Гнесина или для виолончели и фп. Ю.Г. Крейна), симфонией («Фантастическая» Г.Берлиоза, Симфония-Ф. для оркестра нар. инструментов P.M. Глиэра), увертюрой («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Чайковского), танцевальными и импровизационными сочинениями (Вальс-Ф. для оркестра Глинки, Ф.-экспромт и Полонез-Ф. для фп. Ф. Шопена), сюитой (Ф. «Бал» для фп. А.Г. Рубинштейна), концертом (Ф. для виолончели с оркестром А.Т. Гречанинова).

Одна из частей (чаще вступительная) инструмент. цикла, отличающаяся импровизационностью, причудливостью смен настроения, риторико-драматич. патетикой. В 17 - 18 вв. Ф., подобно прелюдии, открывала сюиту, предшествовала фуге (Бах) и сонате (Моцарт). Ф. может присутствовать в сонате (для скрипки и фп. К.А. Караева, финал), концерте (для органа Ю. Юзелюнаса).

Инструмент. или - реже - хоровой, инструмент.-хоровой жанр, основанный на свободной обработке заимствованных тем и преимуществ. вариационном развитии. Используются темы народные, принадлежащие другим композиторам, собств. из других сочинений (2 Концертные Ф. для фп. А.Л. Гурилева - на темы из опер «Лукреция Борджиа» Г. Доницетти и «Жизнь за царя» Глинки, Ф. «Воспоминание об опере "Жизнь за Царя" Глинки» для фп. в 4 руки Балакирева, Ф. на мотив И.Н. Гуммеля дляфп. А.П. Бородина). Ф. назывались хоральные обработки (С. Шейдт, И.С. Бах - для органа). В 19 в. Ф. сблизилась с рапсодией, парафразой (Ф. на темы рус. нар. песен для фп. А.Г. Рубинштейна). Для рус. музыки характерны Ф. для оркестра: Ф. на темы двух рус. песен «Камаринская» Глинки, большая Ф. на рус. нац. напевы (для фп. с оркестром) Балакирева, «Чухонская Ф.» Даргомыжского, «Ф. на рус. темы» (с солирующей скрипкой) и «Сербская Ф.» Н.А. Римского-Корсакова, «Ф. на тему Рябинина» (с солирующим фп.) А.С. Аренского, «Русская Ф.» Глазунова, «Русская Ф.» А.И. Хачатуряна. Для флейты и арфы предназначена Ф. «Башкирия» Гречанинова; Г.И. Ломакин создал Ф. на рус. нар. песни для хора, а К.Н. Лядов - Ф. на рус. тему для хора и оркестра.