РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Одна из частей (чаще вступительная) инструмент. цикла, отличающаяся импровизационностью, причудливостью смен настроения, риторико-драматич. патетикой. В 17 - 18 вв. Ф., подобно прелюдии, открывала сюиту, предшествовала фуге (Бах) и сонате (Моцарт). Ф. может присутствовать в сонате (для скрипки и фп. К.А. Караева, финал), концерте (для органа Ю. Юзелюнаса).
Инструмент. или - реже - хоровой, инструмент.-хоровой жанр, основанный на свободной обработке заимствованных тем и преимуществ. вариационном развитии. Используются темы народные, принадлежащие другим композиторам, собств. из других сочинений (2 Концертные Ф. для фп. А.Л. Гурилева - на темы из опер «Лукреция Борджиа» Г. Доницетти и «Жизнь за царя» Глинки, Ф. «Воспоминание об опере "Жизнь за Царя" Глинки» для фп. в 4 руки Балакирева, Ф. на мотив И.Н. Гуммеля дляфп. А.П. Бородина). Ф. назывались хоральные обработки (С. Шейдт, И.С. Бах - для органа). В 19 в. Ф. сблизилась с рапсодией, парафразой (Ф. на темы рус. нар. песен для фп. А.Г. Рубинштейна). Для рус. музыки характерны Ф. для оркестра: Ф. на темы двух рус. песен «Камаринская» Глинки, большая Ф. на рус. нац. напевы (для фп. с оркестром) Балакирева, «Чухонская Ф.» Даргомыжского, «Ф. на рус. темы» (с солирующей скрипкой) и «Сербская Ф.» Н.А. Римского-Корсакова, «Ф. на тему Рябинина» (с солирующим фп.) А.С. Аренского, «Русская Ф.» Глазунова, «Русская Ф.» А.И. Хачатуряна. Для флейты и арфы предназначена Ф. «Башкирия» Гречанинова; Г.И. Ломакин создал Ф. на рус. нар. песни для хора, а К.Н. Лядов - Ф. на рус. тему для хора и оркестра.