ФАЛЬКОНЕ Этьенн Морис (1716-91) - франц. скульптор, ученик Ж.-Б.
Лемуана, прославился скульптур. группой «Милон Кротонский», выставл. в
Салоне (1745), в к-рой показал себя знатоком анатомии и мастером композиции.
За нее он был избран чл. Королевской академии живописи и скульптуры. Всеобщее
признание получили его скульптуры «Амур» и «Купальщица» (1757). С 1757
Ф. руководил скульптур. мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он
занимался теорией иск-ва, написал трактаты «Размышление о скульптуре» (1760)
и «Наблюдения над статуей Марка Аврелия» (1770). В окт. 1766 Ф. приехал
по контракту в С.-Петербург для создания монумента Петра I. Идею композиции
пам. - Петр I как творец, законодатель и благодетель своей страны - скульптор
сформулировал еще в Париже и там же создал первонач. эскиз. Завершая работу
над композицией, он решил поместить под копытами коня змею как аллегорию
зла, с к-рым боролся Петр I. Змея играла и скрытую конструктивную роль
как 3-я точка опоры коня. Пьедестал был вырублен из найденной гранитной
скалы, т. н. «Гром-камня». Отливка монумента производилась в 2 этапа -
в 1775 и 1777. По окончании работы над статуей Ф. в сент. 1778 вернулся
в Париж. Установка и открытие памятника 7 авг. 1782 происходили без его
автора. Спустя полвека монумент был воспет А. Пушкиным в поэме «Медный
всадник» и с тех пор изв. во всем мире под этим назв. Он стал одним из
символов Петербурга.