РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕВРЕИНОВ Ник. Ник.

ЕВРЕИНОВ Ник. Ник.

ЕВРЕИНОВ Ник. Ник. ЕВРЕИНОВ Ник. Ник. (1879-1953) - драматург, теоретик и историк т-ра, режиссер. Род. в Москве, в семье инж. путей сообщения, мать - обрусевшая француженка. Окончил (в 1901) Петерб. уч-ще правоведения. Служил в Мин-ве путей сообщения (1901 - 10), с 1912 коллеж. советник. Изучал в 1901-05 философию в Петерб. ун-те у А. И. Введенского, в те же годы вольнослушатель Петерб. конс. по классу рояля и композиции (у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова). Написанная в 1902 пьеса «Фундамент счастья» в 1905 была поставлена в Новом т-ре, в том же году в Александрин. т-ре поставлена одноактная драма Е. «Степик и Манюрочка». В 1907 Е. вместе с Н. В. Дризеном осн. Старинный т-р (т-р «худож.-реконструктивного метода», просуществовавший два сезона 1907/08 и 1911/12). В сезон 1908/09 осуществил ряд пост. у В. Ф. Комиссаржевской, в т-ре на Офицерской («Франческа да Римини» Г. Д'Аннунцио, «Ванька Ключник и паж Жеан» Ф. Сологуба). Работа в т-ре Комиссаржевской закончилась скандально прославившей Е. постановкой «Саломеи» О. Уайльда, запрещенной лично Николаем II. Месяца два просуществовал при том же т-ре организованный двумя его режиссерами, Е. и Ф. Ф. Комиссаржевским, «Веселый театр для пожилых детей». Вся эта деятельность проходит параллельно со службой в Мин-ве путей сообщения. Только в 1910 Е. становится профессиональным деятелем т-ра. В 1910-17 Е. главный режиссер т-ра пародий «Кривое зеркало», пишет пьесы и музыку для этого т-ра. Самой известной была сочиненная и поставленная Е. буффонада «Ревизор» (1912). Она представляла собой якобы конкурсный показ отрывка из комедии, поставленной режиссерами разных совр. направлений: от классич. постановки до новаций; «жизненную в духе Станиславского»; «гротескную» в манере М. Рейнхарда; «мистериальную» в стиле Г. Крэга; «кинематографическую» в подражание М. Линдеру. Успех был оглушительный, т-р специально приглашали в Царское село, чтобы евреиновского «Ревизора» мог посмотреть царь.

Е. - образец личности рус. «серебряного века»: многогранный, ироничный, эгоцентрик, обожающий эпатаж, апологет театральности в искусстве и театрализации жизни. Изначально, с точки зрения Е., театральность находится в основе живой действительности - в обрядах и ритуалах, в зрелищности народных празднеств, гуляний, даже в публичных казнях. Театрализация жизни выдвигалась Е. в противовес строгости рус. классич. реализма и программному жизнеподобию Моск. Художественного т-ра.

Выступал с теорией «монодрамы» как драматич. представления, являющего окружающий мир таким, каким он отражен в восприятии героя пьесы. Монодрама Е. «В кулисах души» расценивается совр. специалистами как одна из первых в России «фрейдистских» пьес, как образец раннего «т-ра абсурда». Е. утверждал в жизни «т-р для себя». Эпатируя публику, восхвалял наготу на сцене. Е. изучал происхождение т-ра и его архаич. формы, разрабатывал теорию совр. т-ра, реализуя свои идеи в драматургии и театральной практике. Был близок к футуристам. Участвовал в деят-ности худож.-артистич. кабаре «Бродячая собака» (с 1912) и «Привал комедиантов» (1916). Высоко ценил театральность в творчестве современников: М. Рейнхардта, позже в «Гадибуке», поставленном Е. Б. Вахтанговым в «Габиме», пластическую систему Жака Далькроза. Но во главу угла во всех оценках ставил дифирамб себе, собств. гениальности.

В 1917 - 20 гастролировал на Украине и в Грузии; вернувшись в Пг., осенью 1920 ставит массовое действо «Взятие Зимнего дворца» к годовщине Окт. рев-ции. Тогда же с К. А. Марджановым и Н. В. Петровым создает т-р «Вольная комедия», где зимой 1921 состоялась премьера его пьесы «Самое главное», вскоре завоевавшей европейскую изв. Однако на родине возможности для него заниматься теоретич. иссл. и театр. практикой резко сужаются. С 1925 поселяется в Париже, где работает в т-ре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», режиссирует оперные спектакли в Рус. частной опере М. Н. Кузнецовой, ставит спектакли в т-ре «Вье коломбье». В 1934 Е. создает т-р «Бродячие комедианты», представлявший собой нечто среднее между «Кривым зеркалом» и «Бродячей собакой». Репертуар его был рассчитан на «снобствующих насмешников». Самым большим успехом пользовалась «Эволюция русской драмы» - пародия на драматургию Гоголя, Островского, Чехова (написана в России Е. совместно с Б. Ф. Гейером, в Париже новая редакция одного Е.). В 1935 организует «Объединение рус. артистов», где прошла пьеса Е. «Самое главное», к тому времени широко известная на Западе. В конце 1936 открылся Рус. драматический т-р в Париже. Е. выступил постановщиком юмористич. миниатюр-воспоминаний о временах «Кривого зеркала», в этих спектаклях он - режиссер и актер. Блестяще поставил Е. «Недоросля» Д. И. Фонвизина в манере «старинной жанровой картины». В 1939 с началом 2-й мировой войны этот т-р закрылся. В 1941 в оккупированном Париже Е. поставил «Женитьбу Белугина» Островского, в 1943 стал главным режиссером Т-ра Рус. драмы (директора Е. Н. Рощина-Инсарова и С. Лифарь). После войны написал антисталинскую пьесу «Шаги Немезиды» («Я другой такой страны не знаю»), она не была поставлена. Поставил вместе с Лифарем балет «Витязь в барсовой шкуре» на муз. Н. П. Черепнина, Оннегера и Харсани. В 1947 издал «Историю русского театра». Вчерне закончил мемуары «В школе остроумия».

Соч.: Драматич. соч.: В 3 т. СПб., 1908-23; Т-р для себя: В 3 ч. Пг., 1915-17; Крепостные актеры. СПб., 1911; Т-р как таковой. СПб., 1912; Proscenasua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы т-ра. Пг., 1915; Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в истории ее возникновения: Фольклористич. очерк. Пг., 1921; Что такое т-р. Пг., 1921; Первобытная драма германцев: Из праистории т-ра германосканд. народов. Пг. 1922; Нестеров. Пг., 1922; Т-р у животных (О смысле театральности с биологич. точки зрения). Л.; М., 1924; Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов. Л., 1927; Тайна Распутина. Л., 1924 (репринтМ., 1990); История рус. т-ра. Нью-Йорк, 1955.

Лит.: Кашина-Евреинова А. А. Н. Н. Евреинов в мировом т-ре 20 в. Париж, 1964; Бабенко В. Г. Арлекин и Пьерро: Н. Евреинов, А. Вертинский. Екатеринбург, 1992; Золотницкий Д. И. Зори Театрального Октября. Л., 1976; Евреинов Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». М., 1998.