РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЕВРАЗИЙСТВО

ЕВРАЗИЙСТВО

ЕВРАЗИЙСТВО ЕВРАЗИЙСТВО - течение обществ. мысли, появившееся в Рус. Зарубежье в нач. 20-х гг. 20 в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние - Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. На формирование концептуальных основ Е. оказали влияние воззрения В. И. Ламанского, О. Шпенглера.

Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», авторами к-рого были П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, кн. Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. В последующем, с 1922 по 1931, вышел еще ряд сб. статей, в т.ч. четыре - под названием «Евразийский временник». В них были опубликованы статьи Г. В. Вернадского, М. В. Шахматова, В. Н. Ильина, Л. П. Карсавина, Я. Д. Садовского, кн. Д. П. Святополк-Мирского и др. Заметным явлением в процессе становления и развития евразийских взглядов стал сборник «Россия и латинство» (1922). В 1926 увидела свет брошюра «Евразийство», ставившая целью всесторонне охарактеризовать программу евразийцев (в философском, политическом, социальном, религиозном и др. аспектах).

Евразийцы рассматривали Россию как «Евразию», как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий «третий мир», наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Носители евразийских взглядов выражали глубокое разочарование достижениями (в первую очередь в духовной сфере) западной цивилизации. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.

Идеи Е. нашли в 20-е гг. сторонников и в сов. России. По мнению П. Н. Савицкого, евразийские (или близкие к ним) настроения были свойственны таким сов. литераторам, как Л. М. Леонов и К. А. Федин. В кон. 20 в. носителем евразийских взглядов в России был Л. Н. Гумилев.

В некоторых отношениях воззрения евразийцев были близки сменовеховским (взгляд на рус. революцию, на большевизм, на сов. власть). Будучи явлением с ложным, многоплановым, Е. сыграло заметную роль в духовной и обществ. жизни рус. эмиграции первой волны, оказало влияние на формирование идеологии солидаризма, а также взгляды младороссов.

К нач. 30-х гг. Е. попало в полосу кризиса, обусловленного как глубокими внутр. разногласиями (уход из движения многих его отцов-основателей и возобладание откровенно просоветски настроенных личностей, например С. Я. Эфрона), так и деят-ностью зарубежной резидентуры ОГПУ (летом 1926 под Москвой был инсценирован «Евразийский съезд», на к-рый «тайно» ездил П. Н. Савицкий).

Лит.: Исход к Востоку: Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921; На путях. Берлин, 1922; Россия и латинство. Берлин, 1923; Трубецкой Н. С. История, культура, язык. М.,1995.