ЕВАНГЕЛИСТ (греч. букв.
- благовестник) - термин, указывающий на автора одного из 4 канонич. Евангелий
- Матфея, Марка, Луку и Иоанна (в порядке расположения их книг в каноне
Нового Завета). Из них Матфей и Иоанн входили в число Двенадцати апостолов,
а Марк и Лука, согласно Иерониму Блаженному, принадлежали к «мужам апостольским»
(второе поколение христиан). Церк. предание причисляет двух последних к
апостолам «от Семидесяти», хотя относительно Луки известно, что он не был
очевидцем служения Иисуса Христа (Лк 1:1 - 3). Матфей (он же Левий - Мк
2:14; Лк 5:27) был первоначально сборщиком пошлин (мытарем) в Капернауме,
а после Вознесения Учителя проповедовал Евангелие преимущественно иудеям
Палестины. Предание говорит о его мученической смерти в Эфиопии. Согласно
древней традиции Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, но этот первонач.
текст не сохранился. Марк (его евр. имя Иоанн), родом из Иерусалима, был
обращен в веру апостолом Петром, называющим его поэтому своим сыном (1
Петр 5:13); он проповедовал сначала с апостолом Павлом и Варнавой, а затем
жил в Риме. Существует предание о его мученической кончине в Александрии,
где он основал христ. церковь, став ее первым епископом. Лука, происходивший
из языческой семьи Антиохии Сирийской, врач по первонач. роду занятий,
стал впоследствии спутником апостола Павла, не покинув его и во время «первых
уз» в Риме. О его кончине нет никаких сведений. Кроме Евангелия, основанного
на рассказах очевидцев, ему принадлежит книга Деяний Апостольских. Апостол
Иоанн Богослов, родом из Галилеи, любимый ученик Иисуса Христа, написал
свое Евангелие, согласно св. Иринею Лионскому, в Ефесе. Предание говорит
о его ссылке на о-в Патмос (Откр 1:9), об освобождении из нее и о естеств.
смерти в собств. доме на рубеже 1 - 2 вв. глубоким старцем. Ему же приписывается
кн. Откровение (Апокалипсис) и три т. н. Соборных послания.
В Др. Церкви название Е.
было значительно шире и прилагалось ко всем проповедникам Слова Божия (Еф
4:11); здесь термин Е. указывает на одну из иерархич. степеней (наряду
с апостолами, пророками и др.), позднее упраздненных. В отличие от православных
и католиков, многие протестанты сохраняют древнее словоупотребление «Е.»,
относя его к своим миссионерам и наставникам, стремящимся возродить секуляризованное
об-во евангельской проповедью.
Лит.: Толковая Библия.
Т. 8 - 9. Стокгольм, 1987 (комментарии к Чет-
вероевангелию); Мень А. Первые
апостолы. М., 1998.